Перейти на стартовую страницу
2021-03-20 15:53:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск
Ученые в Новосибирске смогли объединить стартер и генератор для самолетов




Ученые Новосибирского государственного технического университета НЭТИ предложили использовать электрогенератор для запуска двигателя самолетов на земле и во время внештатных ситуаций в воздухе. Разработка была поддержана грантом Российского фонда фундаментальных исследований на 1,1 млн рублей.

Сейчас учеными создан макетный образец стартер-генератора, который может использоваться на существующих и перспективных отечественных пассажирских самолетах, в том числе МС-

21 и SSJ-100.

Энергия электрогенератора в самолете необходима, в первую очередь, бортовому оборудованию и другим системам, однако во время пуска двигателей используется отдельное устройство - стартер. При этом оба устройства занимают значительное пространство и имеют немалый вес.

Ученые института силовой электроники НГТУ-НЭТИ предложили применять для запуска двигателя генератор особой конструкции, что позволит уменьшить массу и габариты самолета, а также избавиться от устаревшей техники.

"Весь проект нацелен на поиск возможностей применения генератора для запуска авиационного двигателя. Сейчас мы исследуем электромагнитные процессы, чтобы использовать генератор в режиме стартера, когда самолет стоит либо на земле, либо в воздухе во время внештатной остановки двигателя", - рассказал ведущий инженер-конструктор института силовой электроники Максим Жарков.

Чтобы запустить двигатель, инженеры предлагают использовать специальный преобразователь и компьютерные алгоритмы, которые будут созданы на основе математического описания физических процессов внутри генератора. Именно программа станет итоговым продуктом - она будет управлять преобразователем, а через него и электрогенератором.

"Весь проект нацелен на поиск решения для возможностей применения генератора для запуска авиационного двигателя. Сейчас мы исследуем электромагнитные процессы для того, чтобы можно было этот генератор использовать в режиме двигателя, когда самолет стоит либо на земле, либо в воздухе во время каких-то внештатных ситуаций, которые привели к остановке двигателя", - рассказал Жарков.

Чтобы запустить двигатель, инженеры предлагают использовать специальный преобразователь и компьютерные алгоритмы, которые будут созданы исходя из математического описания физических процессов внутри генератора. По словам Жаркова, именно программа станет заключительным продуктом, который будет управлять преобразователем, а через него и электрогенератором.

"По сути, это все нацелено на то, чтобы создать новую систему пуска. Мы с помощью электрогенератора запускаем авиационный двигатель, чтобы его раскрутить и дальше он мог самолет поднимать в воздух. Это позволит убрать ту пусковую систему, которая сейчас используется, поскольку она технологически устарела и используется только для одной цели. Плюс еще мы сможем с помощью преобразователя, который появится, заряжать аккумуляторную батарею", - пояснил ученый, добавив, что новая система также позволит уменьшить габариты самолета пресс-секретарь НГТУ Юрий Лобанов.