Перейти на стартовую страницу
2021-07-24 06:17:00 /РИА "Сибирь" /Красноярск
Красноярские ученые разъяснили значение расхожей фразы “раньше было лучше”



Ученые Сибмрского федерального университета растолковали, почему отдельным индивидуумам кажется, что раньше жизнь была лучше. Об этом сообщила пресс-служба СФУ.

"Значение “историческое прошлое” соединяет три составляющие, - говорит доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов. - Первое - это ситуация, когда время прошло беспристрастно и незаметно и создало нас, сегодняшних. Прошедшие события, о которых помогают нам поведать историки, и которые максимально расположены за пределами наших возможностей к изучению, так как элементарно вследствие того, что мы не можем  возвратиться в ту действительность и самим узреть то, что происходило до нас, тысячу лет назад.
Второе - это исторические события и традиции, которые пришли к нам из глубины веков в виде накопленных знаний, методик и вещественных объектов. И третье - "культурная память" - все, что помним о минувших событиях. "Культурная память" не приравнивается к прошедшим событиям. Можно предположить, что инциденты вокруг минувших событий - это их неправильная трактовка и осмысление".

Григорий Илларионов считает, что люди часто принимают “культурную память” за историю, и прошлое становится не тем, что было, а тем, что о нем помнят.

Ученый упоминает происходящую “гражданскую войну исторической памяти”. По его описанию, приверженцы мифологических образов, как эпос о великих победах и грандиозных стройках СССР, "сталкиваются с представителями антиутопических сюжетов о тоталитаризме, глобальных репрессиях и страхе". 

"Эти и почти все иные картины минувшего, являются быстрее легендами и архетипами, принимаются массовым сознанием за действительную ситуацию, а их противоречия генерируют инциденты и разрывы в социальном сознании", - отмечает Илларионов.

Исследователь уточняет, что  "как только люди научились создавать тексты - зафиксировали передававшиеся ранее из уст в уста мифы, легенды, создали героические эпосы, отношения с прошлым стали опосредованными. Носителем прошлого оказался уже не сам рассказчик, а произведения, тексты. В результате постепенного развития средств коммуникации прошлое перестало восприниматься естественно. Связь с прошлым осуществляется теперь через посредника - текст, изображение, набор символов и кодов. Прошлое воспринимается как внешнее, не являющееся частью нас самих".

Это исследование проведено совместно с учеными из Красноярского государственного медицинского университета имени В. Ф. Войно–Ясенецкого, Сибирского государственного университета науки и технологий имени М. Ф. Решетнева и Красноярского государственного аграрного университета.

Источник: http://kvtime.ru/