сегодня: 21.01.2021

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2011-01-11 20:59:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ (обзор альбомов-2010)

Попытка определить лучшие рок и поп альбомы 2010 года оказалось делом мучительным и неблагодарным. Ради чего стараться, за что рубиться, перед кем метать бисер?

По ходу кое что прояснилось:

Альбомный формат находится на грани исчезновения. С музыкальной карты пропал черный континент. Гениталии превратились в социально-музыкальный феномен. Отечественные рокеры выступили в новом жанре протеста "корпоративный рок". Лучшие альбомы-2010 записаны исключительно немолодыми (и, в основном, немодными в РФ) музыкантами. 

Еще недавно музыкальный пейзаж выглядел не столь удручающим. В 2009 году были интересные новинки от Real Estate и Woods, Lambchop на высокой ноте воспел 20-летие родного лэйбла Merge Records, группа Wilco записала 7-й студийный диск с говорящим названием The Album, и в очередной раз не обманула ожиданий. 2008-й вообще был временем триумфального возвращения альбома, выбирай - не хочу! Год шлифанул затертое переизбытком музыкальной информации воспоминание о том, какой это кайф послать все к черту, чтобы потратить 40-60 минут чистого времени на новый альбом, если повезет – на новый великий альбом. 

И вот прошел 2010-й, бездарный на альбомы, возможно, наихудший с тех давних времен, когда появился формат лонг-плэй (LP - долгоиграющая виниловая пластинка). В итоге получись субъективные заметки на злобу дня.

Позиция автора может не совпадать с мнением музкритиков и музблоггеров, - автору по фигу.

Одноразовая музыка

В 2010 году музыкальный мир перешел на одноразовое - сингловое мышление. "Да, неплохо, местами хорошо, есть пара отличных песен"… Подобные оценки сопровождали скучнейшее дело – проверку на слух
The Best Albums Of The Year, наиболее часто цитируемых в списках популярных печатных и сетевых изданий. Прослушаешь на раз очередной "альбом-2010", и довольно, хватит, никакой долгоиграемости, даже если крутишь модный виниловый лонг-плей. 

Куда занятнее выбирать "песню года". Например, заглавный трек с альбома Need You Now гламурной поп-кантри группы Lady Antebellum добротно сделан в традициях Fleetwood Maс образца 70-80-х годов. Баллада Becoming A Jackаl ирландца Коннора О’Брайэна и The Villаgers бриллиантом сверкает на сереньком фоне альбомного дебюта. Достойна любой премии You Are Not Alone в исполнении ветерана классического R&B и госпела Мевис Степлз (автор песни - Джефф Твиди из Wilco), а вот одноименный альбом этой певицы производит впечатление второсортного камбэка. 

Не много радости и от прослушивания первого диска Janelle Monae - ее The ArchAndroid создан по искусственным лекалам OutKast, назван Associated Press "альбомом года", номинирован на Грэмми в категории "лучший альбом R&B"; или последних лонг-плеев белых рок-групп Black Keys, Woods, Phosphorescent, Harlem, электронщиков
Caribou, Four Теt и еще десятка имен с мастеровитой продукцией на уровне отдельных треков и клипов. 

Дурят нашего брата 

Критики разных стран явно сговорились по интернету (от нас Lenta.ru), поставив на верхнюю строчки в категории "лучший рок-альбом" The Suburbs группы Arcade Fire – тяжкий труд с мозолями на мозгах, пафосно-нудный как вся канадская альтернатива последних лет. Дурят нашего брата: все это сотни раз сыграно и перепето десятками групп третьего эшелона от
The Cure до Modest Mouse и The Decemberists

Первая строчка в годовом топе
Rolling Stone и вторые в Entertainment Weekly, Pitchfork достались звуковому мутанту Мy Beautiful Dark Twisted Fantasy рэппера Kanye West. На картинке обложки черный черт тискает размалеванную блондинку с крыльями ангела; в лирике – то ли причитания, то ли похоронный стеб про Майкла Джексона (Something Wrong/ I hold My Head/ MJ gone/ Our Nigga Dead); в мелодиях – тупые повторы и дебошь на костях изуродованной Woods Бона Айвера. Все эти черные приколы мир переел еще в 90-е, тогда же проблевался, и вот опять - омерзительная насмешка над физиологией потребителя без надежды на извинения.

No Satisfaction 

Альбомы типа My Beautiful Dark Twisted Fantasy, помимо праведного возмущения, вызывают желание вообще вычеркнуть черную музыку из списка, обязательного к прослушиванию. Настало время забыть о наследии Motown, о фанке 70-х и Стиви Уандере. Первичный материал для обработки, главное блюдо в меню нынешних паразитов-рэпперов, черная классика, как ни крути винил, уже несет на себе несмываемые следы группового надругательства, где за каждым поворотом маячат тени Кайньо Уэста, Джэй-Зи, Лил Уэйна и прочих чудаков на букву "м", имя им легион. 

Для меня остается загадкой, как лэйблам удается ежегодно распродавать десятки миллионов рэп и хип-хоп дисков, реальная судьба которых – пылиться на задней полке и не высовываться? Что это за феномен? 

Лозунг общества потребления был сформулирован в 60-е роллингами: I Can’t Get No Satisfaction. Музыка не исключение. Сегодня в продаже есть все с избытком, да еще со скидкой, но нет оптимизма, связанного с ожиданием творческого прорыва. Все вернулось на круги своя – никакого удовлетворения…

Возможно, ответ знает Lady Gaga – королева распродаж во всемирном сетевом супермаркете, белый вариант "черного феномена". В октябре количество уникальных просмотров видеоклипов на официальном канале Lady Gaga превысило миллиард. В Штатах был объявлен набор студентов на курс "Леди Гага и социология славы". Подсуетился некий профессор, руководитель этого славного курса: "Мы будем изучать Lady Gaga как социальное событие. В ней есть неповторимая индивидуальность. Это было у Фрэнка Заппа, Принца, Джимми Хендрикса". (Оhuenno сказано; цитируем классика Мадонну).

В интернете то и дело всплывают развлекательные окна. В одном из них изображена Lady Gaga, подпись: "Гага наконец показала всем, что у нее между ног на самом деле", на снимке - вялые очертания девичьих гениталий. Вот и весь феномен, не хватает на Гагу настоящих мужиков, Заппы с Хендриксом…

Акция протеста "корпоративный рок"

В разряд "социального феномена-2010" с вывернутым сознанием записался и наш отечественный рок. Последний альбом в РФ принадлежит Гражданской Обороне, дата выпуска 2007 год, "Зачем снятся сны", живая эпитафия на могиле Летова. К сожалению, это уже история.

В 2010-м наши рокеры не записали ни одного мало-мальски стоящего альбома, не протестовали против грядущего роста тарифов ЖКХ, не боролись с выселением униженных и оскорбленных из хрущоб, не проводили сбор средств в помощь крестьянам, потерявшим нажитое непосильным трудом горящим летом прошлого года. Зато не постеснялись дружными рядами встать на защиту олигарха. 

Под челобитной к президенту Медведеву о судьбе Ходорковского подписались почти все: Шахрин (Чайф), Кинчев (Алиса), Макаревич (Машина Времени), Федоров (Tequilajazzz), Скляр (Ва-банкъ), ранее Ходорковского поддержал Шевчук.

Первая в мире акция протеста "корпоративного рока" - такое возможно только в убогой духом стране.  

По Гилморовскому счету

"Год разочаровывал на полновесные альбомы", - констатирует анонимный составитель списка лучших альбомов-2010 на популярном калифорнийском портале Rollo & Grady.

Разочарован и музыкант Дэвид Гилмор. "Я продолжаю ожидать появление новичков, таких же классных, как мои фавориты Нил Янг и Леонард Коен, но это бесполезное ожидание – я могу только жить этой надеждой". Основатель Pink Floyd не любит современных покорителей хит-парадов и все чаще слушает записи своей эпохи. Разрушительную тенденцию несет скачивание цифровой музыки из интернета, считает Дэвид Гилмор. "Старая индустрия записи развалилась. Новая система во многом зависит от разных систем, но драйв задает интернет". Не трудно догадаться о причинах беспокойства музыканта-прагматика, чью творческую славу и финансовую состоятельность определает альбомный рок.

Нет худа без добра. Надеемся, маятник начнет обратный ход, альбомный рок вернет утраченные позиции, и все будет впереди – новые открытия, новые лонг-плеи Fleet Foxes, Вon Iver, Грэга Алмана и, возможно, Wilco, а в итоге - хвалебная статья, посвященная лучшим альбомам-2011.

А пока отдадим должное тем немногим, кто не скупился на свой талант в самый заурядный немузыкальный год (перечень - в алфавитном порядке).

Bryan Ferry - Olympia

13-й сольник Брайна Ферри – предновогодний подарок российским фэнам в ожидании апрельских гастролей в Москве и Питере. "Олимпия" – очаровательный альбом, в записи которого участвовали давние соратники Ферри по Roxy Music, известные своим трепетным отношением к музыкальному материалу - Фил Манзанера (гитара), Энди Маккей (сакс) и Брайан Ино (клавиши). Плюс ряд известных музыкантов, в числе которых два классных гитариста: один из героев нашей статьи Дэвид Гилмор (Pink Floyd), другой - Найл Роджерс (Chic).

На диске немало цепляющих мелодий в обрамлении изысканных аранжировок, но лучшей, как живое доказательство правоты старины Гилмора (в том числе, благодаря потрясающей гитаре), остается No Face, No Name, No Number из наследия британской группы Traffic.

Elvis Costello - National Ransom

В 2010-м певец, музыкант, композитор и просто легенда мировой рок-сцены Elvis Costello совершил два поступка: отказался выступать в Израиле, вспомнив о Рэйчел Корри – человеке и пароходе, и записал National Ransom, одно из своих лучших за последние лет 15 полнокровных творений. 16 песен, каждая в разном стиле; в альбоме есть задиристость и неуступчивость, характерные раннему творчеству Костелло. Звук отшлифован до совершенства – результат сотрудничества мастеров своего дела, продюсера T-Bone Burnett, группы The Sugarcanes и гитариста Marc Ribot.

Возможно, National Ransom не хватает прежней мелодической щедрости Костелло. Хороший повод вернуться на 30 лет назад и послушать Get Happy!!– лучший альбом 1980 года с двадцатью убойными 2-х минутными песенками.

Mark Olson - Many Colored Kite

По сравнению с "альбомом разбитого сердца" - чудом трехлетней давности, простым и прекрасным The Salvation Blues, второй полновесный сольник Марка Олсона не стал прорывом. В 2007-м была боль от утрат; в 2010-м боль прошла. Many Colored Kite - исповедь успокоившегося музыканта, она привлечет внимание лишь въедливого слушателя. При этом Марк Олсон остается надеждой альбомного рока. Этот точно не подведет. Так было во времена The Jayhawks, так будет всегда.

Ray Davies - See My Friends

See My Friends – пластинка, составленная из хрестоматийных песен в новой обработке с участием первых величин современного "рока для взрослых". Проект стартовал летом 2009 года, когда Дэвис записал Till The End Of The Day, классическую песню The Kinks, с культовым героем американского рока, лидером группы Big Star Алексом Чилтоном (умер в начале 2010 года).

Понемногу проект обрастал именами рангом повыше - Bruce Springsteen, Jackson Browne, Spoon, Jon Bon Jovi, Metallica, Lucinda Williams, Billy Corgan. В итоге получился нетипичный трибьют "самому себе" - самому крутому из английских музыкантов Рэймонду Дугласу Дэвису.

Лучшие треки: Better Things с мощным вокалом Спрингстина. You Really Got Me - первая прото-панк и хеви-метал песня (год сочинения – 1963-й) в исполнении Металлики. Days и This Time Tomorrow совмещены в одном номере талантом фолк-рок героев 2010-го из Mumford & Sons. Лучший номер трибьюта - Waterloo Sunset - почти целиком перепевает Джексон Браун.

See My Friends - это пышущая здоровьем промо пластинка в преддверии чего-то важного - то ли третьего сольника Дэвиса (каждый из них - настоящее, без скидок на его возраст, событие в мире музыки), то ли частичного воссоединения The Kinks. Полное, к сожалению, уже невозможно - басист Питер Квэйф отошел в мир иной летом 2010 года. God Save The Kinks & Ray Davies!

На снимке: Рэй Дэвис после одного из концертов Storyteller, посвященной книге X-Ray, Нью-Йорк, февраль 1996 года. Фото автора.

Tracey Thorn – Love And Its Opposite

Возможно, лучший сольник в короткой дискографии - три за 30 лет- Трэйси Торн из Everyting But The Girl. Самый цельный, самый непафосный и явно недооцененный альбомов ушедшего года. Просто лучший альбом-2010.

На этом home-video Трейси поет Singles Bar; соло на гитаре в исполнении ее мужа Бена Уотта (февраль 2010).

The Doobie Brothers – World Gone Grazy

Короли "альбомного рока" тряхнули седыми хаерами и наконец-то, со времен "живого" Fаrewell Tour (1983), записали то, что можно слушать и переслушивать. Лучшая песня альбома – Nobody, реинкарнация хита с дебютного альбома дубаков 1970 года – ощущение, что трек был напрямую взят с архивных пленок.

На фоне 99% продукции 2010 года, World Gone Grazy – мужской рык в толпе кастратов, что для нынешнего изнеженного поколения сойдет за новое слово. Рекомендуется слушать в машине - Shut Up And Drive, как советуют последние герои из нашего короткого списка…

Widespread Panic – Dirty Side Down

Летом 2008 года мне удалось посетить концерт Широко Распространенной Паники в одном из театров Сан-Диего. В памяти осталась 20-30 минутные композиции, 3-часовой танцевальный марафон 1,5-тысячного партера и ядреный запах: на задних рядах народ открыто курил траву, охрана делала вид, что следит за порядком у сцены. Это был самый громкий концерт в моей жизни, как результат - головная боль. Не выдержав, дезертировал с поля боя минут за 15-20 до конца. В фойе, перекрикивая ураганный рев, несущиеся из-за закрытых дверей, я спросил у старушки-гардеробщицы – как, мол, вам не громко? Глаза бабушки слезились счастьем – that's okey, все хорошо…

Кто ж мог подумать, что через пару лет мне понравится сначала первые два студийные альбома Widespread Panic (у группы полно "живых" официальных дисков и еще больше – концертных бутлегов), а затем и последний, Dirty Side Down, который сейчас презентую в качестве лучшего рок-альбома? Одна из самых долгоиграющих пластинок-2010, Dirty Side Down развивается по восходящей, вершина – гипнотическая Shut Up And Drive. Альбом чуток пробуксовывает на финальных треках, но, если вы въехали в бесконечный поток туповатого драйва, это уже не важно. Widespread Panic - достойные продолжатели традиций Greatful Dead и Аllman Brothers Band. Наверное, сегодня так должна звучать вечно живая суть рок-н-ролла.

Dirty Side Down - бесплатное прослушивание на сайте группы.

ПС. Друзья подсказали имена еще двух стариков, которым есть место в 2010 году, - Пола Уэллера (полностью согласен) и Ричарда Томсона. К сожалению, мне не удалось послушать 
Dream Attic Томсона, зато здесь PT играет в акустике хит Бритни Спирс Ooops!... I Did It Аgaincупер!.

Алексей Одинцов.

Еще по теме 

Прыгнуть выше головы! Лучшие альбомы-2013

Великая Американская Стена (памяти Эллиотта Смита)

Хроники Егора Летова


Альберт Кувезин: "Времена-то меняются все быстрее"



Cмотрите также:  Культура  Музыка
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Поиск по сайту
Что? Где? Когда?

С 19 февраля по 1 марта 2021 года в Иркутске пройдет фестиваль "Звезды на Байкале"

Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
Реклама

Универсальная вебкамера за 1190 рублей, функция автоматической записи
*******
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2020 РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12