2020-04-22 07:04:00 |
/ | РИА "Сибирь" | / | Москва |
|
К дню рождения Ильича: "военная тайна" сестры Ленина
В начале августа 2010 года в США вышла в свет книга американского профессора истории Йоханана Петровски-Штерна "Еврейский вопрос Ленина" (Yohanan Petrovsky-Stern: Lenin's Jewish Question), которая целиком посвящена еврейским корням вождя революции. В ней автор (родился в Киеве) приводит бесспорные доказательства того, что дед матери Ленина был евреем - Мошко Бланком.
Впрочем, американский историк отнюдь не первым "откопал" эту новость для потомков. Первыми исследователями родословной Ленина были его близкие родственники, прежде всего - старшая сестра Анна Ульянова. Именно она, узнав в 1924 году из документов Департамента полиции о том, что их дед по матери был сыном староконстантиновского мещанина Мошко Бланка, вознамерилась использовать их при подготовке биографии своего знаменитого брата.

Вот, что пишет об этом известный историк русско-еврейского происхождения, профессор Калифорнийского университета в Беркли Юрий Слезкин в своей книге "Эра Меркурия: евреи в современном мире":
"В 1924 году сестра Ленина Анна Ильинична узнала, что их дед с материнской стороны, Александр Дмитриевич Бланк, получил при рождении (в местечке Староконстантинов на Волыне) имя Сруль (Израиль), и что отца его звали Мошко Ицкович Бланк. Когда Каменев услышал об этом, он сказал: "Я всегда так думал", - на что Бухарин будто бы ответил: "Что вы думаете, неважно. А вот что будем делать?". А сделали они - то есть партия в лице Института Ленина - вот что: признали открытие Ульяновых "неудобным для разглашения" и постановили "вообще держать этот факт в секрете".
В 1932-м и затем в 1934 году Анна Ильинична просила Сталина пересмотреть это решение, утверждая, что ее находка является важным научным подтверждением "данных об исключительных способностях семитического племени" и о "чрезвычайно благотворном влиянии" еврейской крови "при смешанных браках на потомство", а также мощным оружием в борьбе с антисемитизмом, "вследствие того авторитета и той любви, которой Ильич пользуется в массах".
Еврейство Ленина, настаивала она, является наилучшим доказательством справедливости его мнения о том, что еврейской нации присуща особая ""цепкость" в борьбе" и высоко революционный дух. "Вообще же, - писала она в заключение, - я не знаю, какие могут быть у нас, коммунистов, мотивы для замалчивания этого факта. Логически это из признания полного равноправия национальностей не вытекает". В ответ Сталин распорядился "молчать... абсолютно". Анна Ильинична подчинилась. Враги советской власти не получили дополнительного антисемитского оружия". (1)
***
Возможно, и сам Ленин не догадывался о своих еврейских корнях, да и не интересовался еврейской историей, хотя и был явным филосемитом, считая евреев лучшими революционерами. Еще раз процитируем Слезкина:
"С его точки зрения, "капитализм ставит на место тупого, заскорузлого, оседлого и медвежьи-дикого мужика великоросса или украинца подвижного пролетария". Родины у пролетария, разумеется, не было, как не было и единой "национальной культуры", но если уж говорить о подвижном пролетарии в этнических терминах (к чему подталкивали бундовские "обыватели"), то евреи - в отличие от великороссов и украинцев - были наилучшими кандидатами на эту роль, поскольку их культуре свойственны такие "великие всемирно-прогрессивные черты", как "ее интернационализм" и "ее отзывчивость на передовые достижения эпохи (процент евреев в демократических и пролетарских движениях везде выше процента населения вообще)". Согласно Ленину, все передовые евреи - сторонники ассимиляции, но не следует закрывать глаза на тот факт, что многие из "передовых вождей демократии и социализма" вышли из "лучших людей еврейства". ... Максим Горький тоже полагал, что Ленин питал слабость к "народу умников", а однажды сказал, что "русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови".(2)
***
Были и более поздние попытки пролить свет на происхождение Ленина в советской истории, но они привели к еще более жесткой цензуре и засекречиванию архивных данных. Как пишет еще один автор родословной Ленина, Ефим Меламед, советская писательница Мариэтта Шагинян дважды пыталась пролить свет на происхождение Ленина.
Первый раз - "в своем раннем романе "Билет по истории" (1938), ставшем частью ее трилогии о семье Ульяновых, за что она подверглась обструкции как со стороны ЦК ВКП(б), так и президиума Союза писателей СССР. В постановлении последнего от 9 августа 1938 г. отмечалось, в частности, что, "применяя псевдонаучные методы исследования так называемой "родословной" Ленина, М.С.Шагинян дает искаженное представление о национальном лице <...> величайшего пролетарского революционера, гения человечества, выдвинутого русским народом и являющемся его национальной гордостью".
В начале 60-х годов М.С.Шагинян вновь принялась раскапывать архивные документы по этой теме. Собственно, именно ее разыскания, как и целенаправленные усилия ряда ленинградских исследователей, прежде всего - М.Г.Штейна, и явились поводом для изъятия из шести государственных архивов документов, имеющих какое-либо отношение к Бланкам и "оргвыводов" по отношению к ряду должностных лиц, допустивших утечку опасной информации; так, были уволены с работы заведующая отделом ЦГИА СССР (В.М.Меламедова), а также директор и старший научный сотрудник Житомирского архива (Д.В. Шмин и Е.З.Шехтман). Подозревают, что в связи с этой историей лишился должности и начальник Главного архивного управления при Совете министров СССР Г.А. Белов, в течение семи лет хранивший столь опасные документы в своем личном сейфе".(3)
***
В чем же причина столь настойчивого "замалчивания" данного факта в биографии Владимира Ильича? Ведь с точки зрения хода мировой истории неважно, был ли предок Ленина евреем, итальянцем или ирландцем? Петровски-Штерн с иронией отмечает, что сейчас Ленин даже не имел бы права на репатриацию - в иммиграционной визе в нынешний Израиль ему бы отказали. Как отмечает автор книги, в сегодняшнем Израиле Ленин не являлся бы евреем по рождению. Мать будущего вождя Мария Бланк родилась в семье, исповедовавшей православие, и вышла замуж за христианина Илью Ульянова. На репатриацию могла иметь право разве что его мать - и то если бы представила свидетельство о рождении собственной бабки.
Кроме того, не только Ленин, но и многие другие руководители советской власти благосклонно относились к "еврейскому вопросу" и еврейскому представительству в своих рядах. Так, согласно Ю. Слезкину, опирающемуся в своей книге на архивные документальные свидетельства и воспоминания самих вождей революции,
"...между 1924 и 1936 годами процент смешанных браков среди евреев-мужчин вырос в Белоруссии с 1,9% до 12,6% (в 6,6 раза), на Украине с 3,7% до 15,3% (в 4,1 раза) и в РСФСР с 17,4% до 42,3% (в 2,4 раза). По мере продвижения по большевистской иерархической лестнице доля смешанных браков (как для мужчин, так и для женщин) неуклонно возрастала. Троцкий, Зиновьев и Свердлов были женаты на русских женщинах (Каменев женился на сестре Троцкого). Андреев, Бухарин, Ворошилов, Дзержинский, Киров, Косарев, Луначарский, Молотов и Рыков среди прочих были женаты на еврейках.
Как писал Луначарский, отзываясь на высказывания Ленина и Горького, а также исходя из личного опыта, "С глубокой радостью констатируем колоссальное увеличение русско-еврейских браков. Это правильный путь. В нашей славянской крови еще много деревенского сусла; течет она обильно и густо, но немножко медленно, и весь наш биологический темп слишком деревенский. А у товарищей-евреев очень быстро текущая кровь. Вот, смешаем-ка нашу кровь и в таком плодотворном смешении найдем тот человеческий тип, в который кровь еврейского народа войдет как замечательное, тысячелетиями выдержанное человеческое вино"".(4)
*** И все же... За объяснением опять обратимся к Ю. Слезкину:
"...В апреле 1917 года 10 из 24 (41,7%) членов Бюро Петроградского совета были евреями. На Первом Всероссийском съезде Советов в июне 1917 года по меньшей мере 31% делегатов-большевиков (и 37% объединенных социал-демократов) были евреями. На совещании большевистского ЦК 23 октября 1917 года, проголосовавшего за начало вооруженного восстания, евреями были 5 из 12 присутствовавших. Евреями были и трое из семи членов Политбюро, возглавивших Октябрьское восстание (Троцкий, Зиновьев и Григорий Сокольников [Гирш Бриллиант]). В состав Всероссийского исполнительного комитета (ВЦИК), избранного на Втором съезде Советов (который ратифицировал захват власти большевиками, принял декреты о земле и мире и сформировал Совет народных комиссаров во главе с Лениным), вошло 62 большевика (из общего числа 101). Среди них было 23 еврея, 20 русских, 5 украинцев, 5 поляков, 4 "прибалта", 3 грузина и 2 армянина...
Первыми председателями ВЦИК (главами Советского государства) были Каменев и Свердлов. Свердлов также руководил административным аппаратом партии (как глава секретариата). Первыми большевистскими комендантами Зимнего дворца и Московского Кремля были Григорий Исаакович Чудновский и Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман). Ярославский также был председателем Союза воинствующих безбожников. Советскую делегацию на переговорах в Брест-Литовске возглавляли Адольф Иоффе и Лев Троцкий. Троцкий также был лицом Красной Армии.
Когда в марте 1919 года возглавляемый Зиновьевым Петроградский совет объявил конкурс на лучший портрет "деятеля наших дней", в предложенный список вошли Ленин, Луначарский, Карл Либкнехт и четыре большевика, выросшие в еврейских семьях: Троцкий, Урицкий (глава петроградской ЧК, убитый в августе 1918 года), В. Володарский (Моисей Гольдштейн, глава петроградских цензоров, убитый в июне 1918 года) и сам Зиновьев...
В 1919 - 1921 годах доля евреев в Центральном комитете партии сохранялась на уровне примерно одной четверти. В 1918 году евреи составляли около 54% "руководящих" партработников Петрограда, 45% всех партийных чиновников города и губернии и 36% комиссаров Северного округа. В 1919 году евреями были трое из семи членов президиума Петроградского совета профсоюзов, а в 1923 году евреи составляли 29% "руководящих кадров" и 45% губернского собеса. Их доля в московской партийной организации (13,5%) в три раза превышала их долю среди всего населения города.
Согласно историку ленинградских евреев Михаэлю Бейзеру (и не говоря о тех, кто взял себе псевдонимы), "у населения могло создаваться впечатление о еще более значительном участии евреев в советских и партийных органах, так как их имена то и дело мелькали в газетах. На митингах, конференциях, заседаниях евреи выступали сравнительно чаще других".
...Тайная полиция реже скандалила на площадях, но оставалась самым публичным символом советской власти. Доля евреев в ЧК была не очень высока ... Но и в ЧК большевики еврейского происхождения выделялись - и продвигались наверх - благодаря редкому сочетанию идеологической преданности с высоким уровнем образования... Евреи составляли 19,1% всех следователей центрального аппарата и 50% (6 из 12) следователей из отдела по борьбе с контрреволюцией. Ко времени создания ОГПУ (приемника ЧК) в 1923 году на долю евреев приходилось 15,5% всех руководящих сотрудников и 50% членов высшего руководства (4 из 8 членов Секретариата коллегии). (5) ...Связь евреев с Советским государством была главной темой антиеврейских писем, перехваченных ленинградским ОГПУ в середине 1920-х годов. "Еврейское засилье абсолютное" (октябрь 1924); "вся пресса в руках евреев" (июнь 1925); "евреи большей частью живут великолепно, в их руках в данное время все, что торговля, что служба" (сентябрь 1925); "каждый ребенок знает, что Советское правительство является еврейским правительством" (сентябрь 1925)... В ноябре 1923 года искусствовед А. Анисимов писал своему пражскому коллеге: "Из ста экзаменующихся в Московском университете 78 - евреи. Итак, если русский университет теперь в Праге, то еврейский - в Москве"...
...Партия относилась к подобным взглядам очень серьезно. Согласно записке Агитпропа в секретариат ЦК в августе 1926 года, "представление о том, что советская власть мирволит евреям, что она "жидовская власть", что из-за евреев безработица и жилищная нужда, нехватка мест в вузах и рост розничных цен, спекуляция - это представление широко прививается всеми враждебными элементами трудовым массам... Не встречая никакого сопротивления, антисемитская волна грозит в самом недалеком будущем предстать перед нами в виде серьезного политического вопроса". (6)
"Неудивительно, что видные руководители еврейского происхождения старались быть менее видными или скрывали свое еврейское происхождение. Троцкий утверждает, что отказался занять пост комиссара внутренних дел из боязни дать врагам советской власти дополнительное антисемитское оружие, а Молотов вспоминает, как после смерти Ленина новым главой Советского правительства (Совнаркома) был назначен Рыков, а не более компетентный Каменев, потому что "в то время евреи занимали многие руководящие посты, хотя составляли невысокий процент населения страны..."" (7)
Таким образом, несмотря на интернациональный характер коммунистического движения, причины для сокрытия "корней Ильича" имелись. Учитывая национальную составляющую первого правительства народных комиссаров и среди лидеров большевиков, непропорциональное представительство евреев в общественных и государственных институтах и, соответственно, недовольство населения, власти резонно опасались: вождь с еврейскими корнями - это совсем уж чересчур.
"Главные партийные функционеры опасались того, что разговоры о всемирном заговоре получат новую пищу, если станет известно, что не только Троцкий, Каменев и Зиновьев, но еще и Ленин имел еврейские корни. Ленин считался "русским" революционером par excellence", - замечает Михаэль Бреннер (Michael Brenner) в аналитическом обзоре "Ленин и его еврейские предки".
В итоге архивы оказались наглухо засекречены; те, кто хотел их обнародовать, наказаны. Тайна генеалогического древа Ульяновых была открыта для историков лишь после распада СССР.
На фото из Wikipedia дед Ленина, Сруль Мошевич Бланк.
(1) Слезкин Ю.: Эра Меркурия: евреи в современном мире, глава 4 "Выбор Годл: евреи и три земли обетованные", Новое литературное обозрение, Москва, 2007, стр. 316-317.
(2) Слезкин Ю.: Эра Меркурия: евреи в современном мире, глава 3 "Первая любовь Бабеля: евреи и русская революция", Новое литературное обозрение, Москва, 2007, стр. 216 -217. (3) Меламед, Е. Отректись иудейской веры / Вестник. - 15 октября 2003. (4) Слезкин Ю.: Эра Меркурия: евреи в современном мире, глава 3 "Первая любовь Бабеля: евреи и русская революция", Новое литературное обозрение, Москва, 2007, стр. 236-237. (5) Там же, стр. 231-235.
(6) ) Слезкин Ю..: Эра Меркурия: евреи в современном мире, глава 4 "Выбор Годл: евреи и три земли обетованные", Новое литературное обозрение, Москва, 2007, стр. 313-315.
(7) Там же, стр. 315-316.
Слезкин Ю.: Эра Меркурия: евреи в современном мире. Что еще почитать
ЭРА МЕРКУРИЯ: евреи в современном мире (книга целиком)
О родословной Ленина см.: О. Абрамова, Г. Бородулина, Т. Колоскова, Между правдой и истиной: Об истории спекуляции вокруг родословия В. И. Ленина (Москва: Государственный Исторический музей, 1998); М. Г. Штейн, Ульяновы и Ленины: Тайны родословной и псевдонима (Санкт-петербург: ВИРД, 1997).
О семействе Бланков
Ближний Восток все ближе: Сатановский vs Джемаль
Cмотрите также:
Общество
Россия
Новосибирск
Светская хроника
|