сегодня: 14.04.2021

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2013-12-17 00:03:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Прыгнуть выше головы! Лучшие альбомы-2013


Пожалуй, еще ни один год нового Миллениума не был столь щедр на хорошую музыку. Весенние подарки от Билли Брэгга, Hiss Golden Messenger и Курта Вайла, его альбом Wakin Оn А Pretty Daze - один из фаворитов нашего обзора. В апреле появился виниловый релиз группы The Pynnacles, оповестивший поклонников альбома From Burned Orange To Midnight Blue о возвращении в строй Шона Крогана. Летом надо было слушать "Синоптик" (The Weatherman) - очаровательный, неожиданно  цельный альбом поэта-песенника из американского Колорадо, но с русским ФИо - Gregory Alan Isakov, по нашему "Гриша Исаков".

Настоящий прорыв пришелся на октябрь - в этот месяц вышли пластинки (плюс CD и мелкий формат), которые наш эксперт восторженно назвал "Три блистательных альбома 2013 года. Работа таланта, свободы и любви".

Новые альбомы группы Quasi, "поэтов-песенников" Джонатана Уилсона и Касса МакКомбса напоминают классику аналоговой эпохи - битловский "Белый Альбом" (1968) и Tusk (1979) американцев Fleetwood Mac. Напоминают как историей создания (у всех перечисленных артистов этот период связан с преодолением "повышенных ожиданий" со стороны слушателей), так "формой звука" (ААА, то есть, "полный аналог" - аналоговая запись, сведение и мастеринг; двойной лонгплей на виниле, от 75 до 90 и более минут) и творческим настроем - прыгнуть выше головы получилось на все сто! Конечно, время расставит все по местам, однако уже сейчас ясно: эти имена задают тренды для искушенных любителей музыки.

РАБОТА ТАЛАНТА, СВОБОДЫ И ЛЮБВИ



Jonathan Wilson - Fanfare


"Все остальные, кладите свои гитары и чехлите ударные установки, это финиш..."
Из рецензии ВoingBoing.net


Альбом Джонатана Уилсона отдает дань аналоговой традиции со всем почтением и по максимуму. Чтимая в данном случае традиция - совершенно особый период в музыке конца 60-х - начала 70-х годов, который принято называть "Laurel Canyon mellow rock scene" по имени района в Лос Анджелесе, период, оказавший влияние на музыку по обе стороны Атлантики. Посвященным слушателям этот период с младых ногтей любим и дорог, например, по культовым пластинкам Crosby, Stills & Nash. Альбом Уилсона не просто с любовью воссоздает звуковую атмосферу этой эпохи, он ее скрупулезно исследует, реставрирует и предлагает как пространство для исключительно комфортного существования. Laurel Canyon как вневременная философия звука и жизни!   

Сам Джонатан Уилсон живет именно так. Выросший в музыкальной семье, воспитавший и отточивший свой вкус на звуке Laurel Canyon, он хранит верность этому вкусу и этому направлению. Он жил в сообществе хиппи, потому что хиппи и Laurel Canyon - понятия весьма совместимые. Он собрал впечатляющую коллекцию аналоговых звукозаписывающих аппаратов, освоил звукорежиссуру, поселился в Laurel Canyon, открыл собственную уникальную звукозаписывающую студию, как продюсер стал работать с такими артистами, как Phill Lesh, Jackson Brown, Elvis Costello, выпустил два альбома, где самостоятельно исполнил все инструментальные партии. На новом альбоме в качестве приглашенных артистов с ним работают (перечислим почти всех) Дэвид Кросби и Грэм Нэш, Джексон Браун, Бенмонт Тенч и Майк Кемпбелл (оба из The Heartbreakers, бэк-группы Тома Петти), Патрик Сэнсоун из Wilco (струнные аранжировки), Джош Тиллман из Fleet Foxes... Нет, вот уж поистине только тот становится космонавтом, кто с детства об этом мечтает и неуклонно движется к цели!

Альбом Fanfare столько же уникален по составу исполнителей, сколько прекрасен музыкальной атмосферой и полнокровным звуком. Композиторские возможности Уилсона велики; по ходу прослушивания не возникает дискомфорта от мысли о какой-то вторичности, несмотря на то, что порой явно слышится то Pink Floyd, то Steely Dan, то уже упомянутые Crosby, Stills & Nash, то Дилан-Петти, то Нил Янг и даже Дж. Леннон. Влияние вынесено в центр творческого замысла, имеет формо- и стилеобразующее значение.

В заключение один совет. Господам, желающим качественно прослушать этот превосходный альбом, следует обязательно делать это на акустических системах, потому что даже очень хорошие наушники не дадут представления об объеме и пространстве этого поистине живого звука. Еще лучше слушать "Фанфару" через акустику на виниле или приобрести цифровую запись высокого качества.



Quasi - Mole City


Ведущий: - Что ты предпочитаешь сейчас?
Эллиотт Смит: - "Квази" из Портленда...
Ведущий: - "Квази"?
Из интервью Смита радиостанции KCRW (май 1997)


Группа Quasi - это творческий союз двух замечательных музыкантов. Барабанщица Джэнет Вейсс и мультиинструменталист Сэм Кумс, экс-супруги, ветераны рок-сцены из города Портленд, штат Орегон, центра музыкального Тихоокеанского Северо-Запада (куда входят близкие по запалу американский Сиэтл и канадский Ванкувер). В их активе - многочисленные музыкальные проекты, в том числе совместная работа с Эллиоттом Смитом (Elliott Smith).

Двойной (на виниле) альбом Mole City поражает напором творческой энергии абсолютно юного, в хорошем смысле безбашенного свойства. Если не знать, что "Квази" существует с 1993 года, может показаться, что это группа молодых и отчаянно талантливых энтузиастов, творчески осмысливающая в дебютном альбоме опыт своего широкого музыкального аудирования. Никаких запретов и ограничений, полная свобода для творчества и для фонтанирования творческими идеями - такой подход авторов к аранжировкам, к самому музыкальному материалу превращает слушание альбома в увлекательнейшее творческое приключение. Слушатель просто не знает, чего ожидать от следующей вещи, но всегда остается заинтригованным и никогда не бывает разочарованным, получая эстетическое удовольствие даже от композиции, состоящей из... набора электронных шумов. Позвольте, да по всем признакам тут должна быть какофония, а однако ж получается... гармония.

Сила и выразительность творческой фантазии Сэма и Джэнет, отливающая в альбоме рокер за рокером, невероятным образом сглаживает острые углы и зазубрины, оставляя впечатление то романтического вальса, то жестокого романса, то душещипательной баллады, то чего-то вовсе опереточного, но при всем том слушатель никогда не забывает, что это все серьезно, что это настоящая, подлинная рок-музыка, которая без такой фантазии, без высшей ее степени, просто не существует, и которая присутствует в духе, в сути, а вовсе не в форме, как это принято считать.

PS. В качестве эпиграфа взят фрагмент старинного радиоинтервью Эллиотта Смита. Кстати, одна из его первых записей была сделана в 1993 году в доме Джэнет и Сэма. Виниловый сингл Elliott Smith & Pete Krebs - Shytown/ No Confidence Man. Было выпущено около 500 "сорокопяток", оригинал (мастер) уничтожен, переиздание в качественном формате, к сожалению, невозможно.



Cass McCombs - Big Wheel And Others


"My whole life for the song"
Cass McCombs


Альбом Касса МакКомбса - истинно работа любви. Атмосфера нежности и щемящей грусти, ощущение чего-то важного, ушедшего или уходящего безвозвратно, воспоминания о прошедшей радости, свет вечерний быстротекущего бытия - вот тот эмоциональный бэкграунд, на котором развивается действие этой довольно большой коллекции прекрасных песен. И пусть стилистически песни выглядят порой разнопланово, что озадачивает даже толковых критиков ("...может быть, довольно трудно фокусировать внимание на протяжении всего этого порой сбивающего с толку сета..." - Фред Томас, AMG), у них есть надежный скрепляющий фактор, это пронзительная исповедальность, свойственная, например, музыке Эллиотта Смита или Нила Янга, ближайших из родственных МакКомбсу по природе лирического дарования, исповедальность, объединяющая творчество, делающая его подобием внутреннего дневника, а каждую из дневниковых записей - полноценным событием, четко прописанным в саундтреке жизни и судьбы. МакКомбс, кстати, прямо это подчеркивает, вводя в альбом звуковые фрагменты документального фильма 1969 года - разговоры с Шоном, 4-летним мальчуганом, живущим в коммуне хиппи, разговоры, которые проецируют свою динамику и режиссуру на музыкальный материал и для идеологии альбома имеют ту же значимость, что и, собственно, песни.

Сформулируем еще раз: нет разницы между любительской записью на домашний диктофон и треком, записанным в условиях студии для размещения в альбоме песен, для автора эти записи имеют одинаковую - высочайшую - ценность! "My whole life for the song" ("Вся моя жизнь - за песню"), - поет он в Home on the Range, текстуально подтверждая то, о чем мы только что рассуждали (кстати, тексты песен МакКомбса - это предмет специального разговора) - и это именно тот уровень самоотдачи, на котором совершается подлинное творчество, музыкальное, поэтическое, любое.

ПОТЕРЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ



J.J.Cale (05.12.1938 - 26.07.2013)

В этом ноябре Эрик Клэптон и его бэнд отыграли два вечера в Базеле, Швейцария. Концерт транслировался по радиостанции SRF3, и теперь запись Eric Clapton - Live in Basel циркулирует в сети на правах web-альбома. Эрик исполнил сразу пять (!) песен Джей Джей Кэйла, отдав дань ушедшему в мир иной другу и учителю. Напомним также, что одной из лучших песен последнего студийного альбома Клэптона Old Sock (2013) стала песня Кэйла "Ангел".

J.J.Cale - удивительный, ни с кем не сравнимый музыкант-минималист, автор емкой техники игры на гитаре, которая эхом отозвалась в творчестве других гитаристов, но повторить исполнительский дар этого человека не дано даже Клэптону. Джей Джей записал 13 альбомов и много хороших песен, построенных по той же формуле, что и его манера игры: "краткость - сестра таланта". RIP, Джей Джей, невосполнимая потеря для музыки, случившаяся в 2013 году.



Neil Young - Live at the Cellar Door

В декабре увидел свет очередной том из архива живой коллекции Нила Янга, записанный на пленку ровно 33 года назад, в ноябре - декабре 1970 года, во время серии концертов в маленьком клубе Cellar Door. Песни, к которым мы привыкли в "электричестве", звучат по-новому под аккомпанемент гитары и фортепиано. Эту "акустику" надо слушать, рассуждения о достоинствах Live at the Cellar Door не имеют особого значения. Вместе с  тем, хочется сказать о многом.

О том, что Янг истинный приверженец полновесного звука. Его альбомы издаются на аналоговом виниле; его слова о цифровой записи "Теперь, когда вы слушаете мою песню, вы получаете только 5%", его слоган "Don't want my mp3" - все это в нашу эпоху воспринимается не только как идеализм, но и как отцовская тревога за духовность детей. "Да, мр3 звучит отстойно, но хуже того - это фильтрует наши музыкальные эмоции, возводит стену между артистом и слушателем, - писал в рецензии на последний студийный альбом Янга Psychedelic Pill (2012) редактор портала Аnalogplanet.com Майкл Фремер, - Вот почему люди, которые живут в мире мр3, на самом деле не слушают музыку, несмотря на интенсивность ее паразитического потребления во время "деланья дел" (готовка, уборка, ремонт, зарядка)".

О том, что прошлогодний Psychedelic Pill (тройник на виниле, песенные джемы по 13-24 минуты), великий альбом песен протеста против глобальной стерилизации всего, включая наши мысли и чувства, стал одним из катализаторов творческого прорыва "героев-2013" в лице Дж.Уилсона, Касса МакКомбса и Курта Вайла (см. ниже). В отличие от них, перед Янгом давно не стоит задача "прыгнуть выше головы", если ему и надо кому-то что-то доказывать, так это только самому себе. За последние 10 лет он записал девять студийных альбомов, из них как минимум четыре стали живой классикой: Greendale, Prairie Wind, Le Noise и Psychedelic Pill. Напомним, что его первый "сольник" появился в 1968 году, полная дискография Янга насчитывает более 30 альбомов.

GOD SAVE NEIL AND THE VINYL!



Kurt Vile - Wakin Оn А Pretty Daze


Еще один автор, сумевший в 2013 году прыгнуть выше головы. Wakin Оn А Pretty Daze - самый значительный из пяти альбомов этого "чудо-ребенка", как он сам себя окрестил в одной из предыдущих работ. Двойник на виниле (тенденция, однако...), аналоговая запись (но цифровой мастеринг). Пиршество для гурманов гитарного звука, Том Верлейн встречается с Нилом Янгом. Гитарные волны накатывают одна за другой... прилив и отлив... в этом звуке можно утонуть! Добрая половина вещей имеет продолжительность 8-12 минут и с трудом подпадает под название "песня", хотя перед нами, несомненно, фундаментальный труд еще одного талантливого сингер-сограйтера. Прослушивание вызывает в памяти лесковское "очарованный странник". Wakin Оn А Pretty Daze - это отдых после долгих странствий, пробуждение под музыку и свежий взгляд на мир: в приятном изумлении или в ужасе, это уж решать самим  слушателям.

PS. Пути музыкальных героев 2013 года неисповедимы. Анонсы туров группы Quasi гласят, что на декабрьских гастролях по Великобритании они будут открывать концерты Курта Вайла.



The Pynnacles

The Pynnacles - это группа ветеранов (поколение 90-х) рок и панк-сцены из Портленда, "рожденные с музыкой в крови".  Для записи одноименного альбома был объявлен сбор пожертвований, которых хватило на тираж из 500 виниловых пластинок, даже без CD. Получился чистый драйв: живая ритм-секция, клавиши "а-ля Тhe Doors" (в роли Манзарека - блондинка по имени Тамар), задиристый вокал Шона Крогана.

Музыкант, певец, художник Шон Кроган (Sean Croghan), автор нескольких музыкальных проектов при участии, в том числе, земляков из Quasi. К примеру, группа Jr. High с единственным альбомом Killer Of Friendship - такую музыку нельзя пропустить! Кроган дружил с Эллиоттом Смитом, поддерживал ЭС еще во времена, когда о нем никто не знал. В 1994 году в Сиэтле Кроган со сцены обратился к публике, проболтавшей во время сольного выступления Смита, со словами:  "Все вы, кто разговаривал во время сета Еллиотта, огорчили сами себя, потому что вы пропустили нечто очень очень особенное". В 2005 году Кроган исполнил кавер на неизданную в то время песню Смита Нigh Тimes, ее можно переслушивать до бесконечности, и каждый раз мурашки по коже... Автор единственного сольного альбома From Burned Orange To Midnight Bluе (2001), который критики называют в числе главных музыкальных событий начала века. Вот поэтому яркий дебют The Pynnacles воспринимается еще и как аванс с надеждой на сольное продолжение From Burned Orange...



Gregory Porter - Liquid Spirit

Неожиданный прорыв на фронте, где, казалось бы, все давным-давно без перемен (сплошной r-n-b-сироп, коммерческий хип-хоп или суррогаты типа загнанной до смерти Эмми Уйнхауз). Шикарный соул-фанк-джаз альбом, цепляет сразу, при первом прослушивании, и уже не отпускает. Сочный, мужественный вокал, Портер поет в классической соул-традиции, плюс поддержка классных музыкантов. Каждая песня как глоток свежего воздуха. Лучший "черный альбом" за много лет.



Josh Garrels - The Sea In Between

"Красота спасет мир, если она добра"... Федор Михайлович писал про Джоша Гаррелса.

Автор изумительно красивых песен, обладатель уникального вокала, человек с не менее богатой на приключения биографией, чем вечный скиталец Касс МакКобс (Гаррелс - сын хиппи-комьюнити, скейтбордер, драг-диллер, студент, разнорабочий и т.д., и т.п.). Опираясь на традиции фолк и рок-музыки, он не боится экспериментов: вплетает в свои треки рэп и хип-хоп (по ходу взросления Гаррелс увлекался музыкой De La Soul, Wu-Tang Clan, A Tribe Called Quest), использует необычные инструменты, дотошно работает со звуком.

Джош Гаррелс светлый человек. Этот "менестрель надежды и исцеления" - неотъемлемая часть того, что в Штатах еще можно назвать "красотой по-американски": природы, музыкальной культуры, веры. Он хороший семьянин (любимая жена и прелестные дочки); он рассуждает и поет о духовности, о Боге.

Предоставим слово самому музыканту: "По моему мнению, в насыщенном медиа обществе поп-культуры, где "звезды" - это элита, которой поклоняются и перед которой лебезят, настоящая роль артиста заключается в том, чтобы служить людям своими созданиями. Это значит влечь людей к полноте жизни через откровение, страстное желание, прорывы, простую красоту, через правду без всяких претензий. Артист помогает человеку видеть очевидное, существо вещей, и через восстановленную перспективу помогает стать более полным человеком. Современное же искусство фокусирует людей на недостижимой фантазии, побуждает их вожделеть то, чего у них никогда не будет, если только они не возьмут это силой, деньгами или либидо. Это все сладости, а сладости не могут сделать человека здоровым".

В 2011 году Гаррелс записал шестой студийный альбом Love & War & The Sea In Between. Журнал Christianity Today охарактеризовал его как "пророческий, проницательный, невыносимо человечный, жаждущий духовности" и присудил звание Альбом Года. В 2012 году Гаррелс работал над созданием фильма The Sea In Between совместно с командой музыкантов и документалистов бруклинской компании Mason Jar Music, чья цель - использовать современные технологии в сочетании с "аналоговой философией" для создания высококачественной аудио и видео продукции.

Результатом стал фильм, который его создатели называют "визуальный LP". Джош Гаррелс исполняет свою музыку на открытом воздухе в разных уголках канадского острова Мэйн, природой напоминающего наш Байкал. Фильм на DVD появился в январе 2013, и только сейчас, в декабре, NoiseТrade начал бесплатную "раздачу" одноименного саундтрэка. Здесь же объявлено о сборе средств для записи нового альбома (вспомним опыт The Pуnnacles с надеждой на лучший результат). "Я снова сотрудничаю с Mason Jar Music. Новая работа уже в пути и будет готова в 2014 году", - сообщает Гаррелс своим фэнам.

Если вы хотите сделать нематериальный подарок любимой женщине в канун рождественских и новогодних праздников, подарите ей альбом Джоша Гаррелса. Не прогадаете.

Всех с наступающими!


Алексей ОДИНЦОВ и Валерий ВРОН



Новинки от наших экспертов - о музыке для людей





Еще по теме

Великая Американская Стена (памяти Эллиотта Смита) 

Хроники Егора Летова

The Wall против "Стены Эллиотта Смита"

Умерла Эми Уайнхаус, "королева поколения имитаторов"

Рок на Волге - 20 лет спустя 

Леонардо Ди Каприо впервые прибыл в Россию - на родину своих предков

В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ (обзор альбомов-2010) 

Василий Белов: ушел классик русской литературы, автор романа "Все впереди"

"Если тебя, дарагой мой русский гость, кто обидит у нас, Грузия, того обидит Бог". Перечитывая Астафьева  

Музыкальные итоги. Тринадцать вариаций на тему "Альбом 2008 года"   



Cмотрите также:  Культура  Музыка
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Поиск по сайту
Что? Где? Когда?
*****

26 апреля 2021 года город Томск вновь принимает Startup Tour

******

С 22 мая по 7 июня 2021 года в Омске пройдет фестиваль к 200-летию Достоевского

*****

С 27 июня по 2 июля 2021 года в Омской области - международное ралли "Шелковый путь"

*****

11-17 октября 2021 года в Иркутске пройдет чемпионат мира по хоккею с мячом в группе "А"

Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
Реклама

Универсальная вебкамера за 1190 рублей, функция автоматической записи
*******
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2020 РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12