сегодня: 08.12.2019

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Реклама


Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2014-09-21 16:11:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

"Вспоминая маэстро" - приехать в Новосибирск и победить

В дни юбилея имя Арнольда Михайловича Каца прозвучит еще множество раз.  Это будут официальные речи, торжественные концерты, но на встрече "Вспоминая маэстро", на которой с читателями библиотеки в конце минувшей недели встретились художественный руководитель Новосибирской филармонии, заслуженный деятель искусств, кандидат искусствоведения, автор книги "Арнольд Кац: дирижер и человек"  Владимир Калужский, альтист Новосибирского академического симфонического оркестра (1967 — 2008 гг.), член Союза писателей, автор книг "Наедине с оркестром", "Дирижер из провинции" Сергей Кручинин и профессор Новосибирской консерватории им. Глинки, концертмейстер Новосибирского академического симфонического оркестра (1976 – 1991 гг.) Михаил Турич, прозвучали по-человечески сердечные речи тех, кто работал с Арнольдом Михайловичем, тех кто хорошо знал его. 10 дней юбилея маэстро, который отмечается в Новосибирске – это не только огромное количество воспоминаний, книг, концертов, но и индивидуальный след, который Арнольд Михайлович оставил в душе тех, кто его видел и знал. И в «камерном зале» библиотеки не было свободных мест, ведь это была встреча с авторами книг, хорошо известным читателям ГПНТБ СО РАН.
 
Размышляя об Арнольде Михайловиче, Владимир Калужский провел несколько любопытных и поучительных линий. В первую очередь, жизненный и художественный опыт А. М. Каца интересен тем, что, тот "жизненный эксперимент, который он провел на собой, этот жизненный путь, биография не могут быть в наше или в будущее время кем-то повторен. Дело здесь не только в яркой индивидуальности маэстро, но и в том, что очень многое сегодня изменилось: представьте себе 50-е годы когда молодые люди разных профессий уезжали на восток Советского Союза, и им казалось, что там начнется новая жизнь, такова была парадигма той эпохи. Сегодня трудно себе представить, что молодые музыканты и особенно представители дирижерской профессии повторят этот путь".
 
50 с лишним лет работая в Сибири, в Томске, в Новосибирске, Арнольд Кац сумел избежать серьезных искушений, которые на долю поколения музыкантов его масштаба выпали в 1980-е и особенно в 1990-е г. Очень многие ученики, коллеги Арнольда Михайловича, уехав за рубеж, стали известными там. А Кац остался в Новосибирске и продержался здесь до конца.
 
 Его роль дирижера и организатора совершенно уникальна. У этой профессии есть две стороны – дирижер-интерпретатор воодушевляет оркестр, а организатор умеет считать: деньги, возможности, варианты. А. М. Кац по-отечески относится к своим артистам, заботясь о квартирах, зарплатах, лечении, других вопросах артистического быта. И в этом опыт Каца был уникальным.
 
 Ему приходилось решать проблемы «эпохи дружбы народов»: из регионов России попасть на Всесоюзный конкурс было очень трудно -  в соревновании с Москвой, Ленинградом и союзными республиками. А Кацу это удавалось: он использовал для этого все свои силы и знакомства, колоссальное личное обаяние. Авторитет, который был здесь завоеван, позволял ему это делать.
 
 Работа дирижера – каторжный труд. И сегодня практически нет дирижеров, работающих в одном оркестре. Все современные дирижеры – гастролеры и поп-звезды. И когда Кац ушел, в кулуарах власти зазвучали слова: давайте найдем молодого дирижера, воспитаем его, предоставим ему все условия. Сегодня этот механизм  не работает: молодые мальчики давно рванули на запад, они не хотят привязываться к местам, потому что они граждане мира, граждане профессии.  А Арнольд Кац еще при жизни стал памятником уходящей эпохи. Сегодня легко сказать: поехали за рубеж, взяли деньги и поехали. В прежние времена нужно было пройти сложную системную проверку, о чем вспоминает в своей книге Сергей Кручинин. С другой стороны, не все музыканты возвращались даже из поездок по стране. Владимир Калужский рассказал  забавный анекдот: гастроли окончились, все сели в автобус. - Что все вернулись? Вопрос: "А что, кто-то мог остаться"? Директор ансамбля вздыхает: "Я знаю, кто…". Арнольд Михайлович через все это прошел. И не случайно он носит звание Почетного гражданина Новосибирска.
 
 Как вспоминает Михаил Турич, Арнольд Кац никогда не производил впечатления важного человека, напротив, он был демократичным и веселым. Когда у молодых оркестрантов начинало что-то получаться, когда он чувствовал, что они начинали сыгрываться, он распахивал дверь класса и выходил в коридор, чтобы вся консерватория и улица слушала музыку. И говорил при этом, что ему просто не хватает акустики…
 
 "Наблюдать за ним в амплуа дирижера было очень интересно -  надо было видеть, какие образы он создает, как рассказывает. Он "рассказывал музыку" так живо, что мы приходили в оркестр словно в театр. И этот театр был виртуозен. Но музыкант приходит только заниматься музыкой, а руководитель оркестра, дирижер, приходил на концерты иногда из парткома, или из мэрии, где решал трудные вопросы", - говорит Михаил Турич.
 
Перед ним не было препон – он отворял министерские двери ногой, пользуясь славой и авторитетом народного артиста. Всегда был чуток к русскому языку, приходя вычитывать газетные рекламы концертов, звонил на радио за одно неверное слово…
 
 Музыканты вспоминали и забавные случаи из жизни Каца-эксцентрика: его любовь давать советы водителям филармонических авто, его всегда удивлявшие публику фраки, сюртуки и френчи из гардероба, подготовленного заботливой женой, и конечно же, страсть к часам: видя на незнакомце часы неизвестной марки, Арнольд Михайлович сразу же предлагал меняться. Это дирижерская страсть, отмечает Михаил Турич – играя 6-симфонию Шостаковича, нужно знать, сколько там долей, и этот внутренний ритм жизни, измеряемый своеобразным хронометром, всегда должен сопровождать музыканта.
 
В одном из последних разговоров с В. Калужским Арнольд Кац признался: я выбрал Новосибирск и выиграл, а потом добавил: а может, и проиграл… Сегодня его имя носит большой и красивый концертный зал.

Виктор Иванов для РИА "Сибирь".



Cмотрите также:  Культура  Новосибирская область  Музыка
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Поиск по сайту
Что? Где? Когда?
********

7 января 2020 года в Омске стартует экстремальный Рождественский полумарафон

*******
Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2009, РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12