сегодня: 24.11.2017

Мебель из дерева – это актуально
2017-10-26 14:20:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирский ускоритель электронов в 4 раза увеличивает срок хранения рыбных пресервов

Безопасно
и экологично

Ученые НИИ радиологии и агроэкологии (город Обнинск), Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН и Новосибирского государственного университета исследовали возможность обработки на ускорителе электронов ИЛУ-10 при дозах до 6 кГр для холодной пастеризации рыбных пресервов.

Ученые выяснили, что при параметрах от 3 до 6 кГр на 99,9% снижается уровень микробиологического загрязнения пресервов, а их вкусовые и физико-химические показатели при этом остаются в норме. Срок хранения в результате обработки увеличивается с 10 до 45 суток. Эксперименты проводились в центре радиационных технологий Института ядерной физики и Новосибирского госуниверситета, результаты опубликованы в российском журнале "Радиация и риск".

Рыбные пресервы не подвергаются термической обработке и поэтому их сроки хранения ограничены. При температурах от –8 до 0 градусов по Цельсию они хранятся до трех месяцев, и до 10 суток – при температуре от 0 до +5. Задача увеличения сроков хранения при таких режимах решается производителем за счет добавления консервантов (химических веществ) и соли. Это сказывается на вкусовых показателях продукции и, возможно, потенциально опасно для здоровья.

В результате экспериментов ученые выяснили, что холодная пастеризация рыбных пресервов, которая исключает разогрев продукта, при дозах от 3 до 6 кГр на 99,9% снижает уровень микробиологического загрязнения и не меняет вкусовые и физико-химические показатели. За счет уменьшения количества микроорганизмов сроки хранения продлеваются до 45 суток при температуре до +5оС.

Воздействие электронного излучения на микроорганизмы. В установке ИЛУ-10, разработанной Института ядерной физики СО РАН, электроны ускоряются до высоких энергий (5 МэВ), что позволяет им проникать в среду с плотностью на глубину до 2,5 см. В объеме продукта возникает ионизация, которая приводит к повреждению внутриклеточных структур и последующей гибели микроорганизмов. С увеличением дозы облучения эффективность антимикробного действия возрастает.

Как отметила руководитель пресс-службы Института ядерной физики Алла Сковородина, Ионизирующее излучение в больших дозах (>10 кГр) широко используется для стерилизации биопрепаратов, медицинских инструментов и изделий (одноразовых шприцов, эндопротезов, перевязочных материалов). Электронные ускорители применяют для дезинсекции зерна, муки, круп и фруктов, обработки специй и трав.

Справка.

Радиационные технологии неэнергетического направления широко используются во всем мире для обеспечения микробиологической безопасности и сохранения сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции. Используется как гамма-, так и электронное облучение.

При радиационной обработке пищевых продуктов для того, чтобы избежать возникновения в них радионуклидов, разрешено применять электронное излучение с энергией не более 10 МэВ, тормозное рентгеновское излучение с энергией не более 5 МэВ и гамма-излучение кобальта-60. В 1981 году объединенный комитет экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на основании многочисленных данных, пришел к выводу, что любой пищевой продукт, облученный в дозах, не превышающих 10 кГр, не является токсичным.

Ускорители Института ядерной физики СО РАН полностью соответствуют этим международным требованиям. Поэтому метод холодной пастеризации продуктов в дозах до 10 кГр с использованием электронных ускорителей линейки ИЛУ не представляет никакой угрозы для здоровья человека.

На протяжении последних 15 лет Институт ядерной физики серийно выпускает электронные ускорители семейства ИЛУ, которые уже поставлены в Польшу, Китай, Индию, США и другие страны.

С 1 января 2016 года принят ряд ГОСТов, регламентирующих применение ионизирующего излучения для обработки пищевых продуктов в России, Казахстане и других странах Евразийского союза. Однако законодательная база, сопровождающая выход этой технологии на рынок, все еще находится в стадии формирования, практически отсутствуют промышленные центры радиационной обработки, не развита логистика.
Среди дополнительных причин, которые тормозят этот процесс, специалисты отмечают радиофобию и отсутствие адекватной информации о возможностях и безопасности радиационных технологий.

С 30 ноября по 1 декабря 2017 года в Иркутске пройдет фестиваль робототехники En+ Group "РобоСиб-2017"

Пробиотики вместо антибиотиков

Уникальные бактериальные препараты производят в наукограде Кольцово

джинсы трубы купить

О проекте Контакты Партнеры Статьи
*** Круглосуточный прокат автомобилей в Краснодаре от компании Юг-Автопрокат. Постоянная скидка 10%.
***Деловые объявления на board.com.ua