сегодня: 20.10.2018

2018-08-09 16:30:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские ученые выяснили, о чем может "рассказать" геном одомашненной лисицы

Ген
доброты

Популяция доместицированных (одомашненных) лисиц, созданная в результате масштабного эксперимента, который начал осуществлять академик Дмитрий Беляев в 60-70 годы прошлого века, давно является объектом изучения ученых.

В результате очередного совместного исследовательского проекта российским и зарубежным генетикам удалось впервые секвенировать геном лисицы и выделить гены, которые могут быть связаны с ручным или агрессивным поведением этих животных.

Это стало возможным благодаря тому, что на протяжении эксперимента учеными осуществлялся отбор животных только по одному признаку - реакции на человека. И эти поведенческие различия закрепились на генетическом уровне. Такая уникальная особенность беляевских лисиц позволила  генетикам определить участки генома, различающиеся у агрессивных и  дружелюбных популяций, которые с высокой вероятностью отвечают именно за особенности их поведения.

Как отмечают участники проекта, эти результаты в значительной степени  пересекаются с другими данными, полученными методом QTL-картирования.

Суть его  заключается в следующем: исследователи получали потомство от смешанной пары (один родитель дружелюбный, второй - агрессивный), в котором щенки, как правило, заметно различались по поведению друг от друга.

Сравнение их генома также позволяло найти различающиеся регионы, но в новом исследовании эти отличия определены с большей точностью. Итоги работы опубликованы в престижном научном издании Nature Ecology & Evolution.

По итогам первоначального анализа, Анна Кукекова, Гоцзе Чжан и их коллеги, включая сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН (федерального исследовательского центра), идентифицировали 103 геномных региона, различных у дружелюбных и агрессивных лисиц. Причем, некоторые из них содержат всего по одному гену. Также многие из них гомологичны участкам генома собак, возникшим в результате доместикации.

Одним из наиболее вероятных кандидатов на роль гена, отвечающего за ручное поведение, авторы исследования считают SorCS1, который регулирует белки, вовлеченные в связь между нейронами.

Конечно, вся полученная информация потребует дальнейшего анализа, но ряд выводов можно сделать уже сегодня.

"Поиском генов-мишеней, отвечающих за поведенческие расстройства, сейчас занимается большое число научных коллективов по всему миру, - рассказал научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики Института цитологии и генетики СО РАН, кандидат биологических наук Юрий Гербек. - Но в качестве лабораторной модели им приходится использовать мышей и крыс. Зная, какие гены отвечают за формирование поведения лисицы, мы также сможем вовлекать ее в разного рода

когнитивные исследования. А поскольку лисица ближе к человеку, чем грызуны и отличается более сложным поведением, она является очень перспективной лабораторной моделью".

Есть у беляевских лисиц и еще одна ценная особенность. Ранее ученые

секвенировали геном собаки и волка, в которых также шел поиск участков, отвечающих за различие в поведении домашнего и дикого животного. Но, как отмечают сами генетики, появление домашней собаки произошло около 15 тыс. лет назад. После этого геном собаки подвергался сильным изменениям в процессе формирования разных пород.

Также нет никаких гарантий, что современные волки генетически относятся к той же популяции, что участвовала в процессе доместикации тысячи лет назад. В случае же с лисицами процесс одомашнивания проходил искусственно и в наши дни, поэтому сравнение их геномов дает более "чистые" и однозначные результаты.

А опубликованное исследование является как раз первым примером получения такого рода результатов. Дело в том, что ген SorCS1 (о котором говорилось выше) воздействует на конкретный белок – рецептор глутамата, который, в свою очередь, ответственен за передачу сигнала в нейронах.

Мутации в этом гене могут повлечь нарушения в работе всей глутаматной  системы организма, которые некоторыми исследованиями отмечались у пациентов, страдающих аутизмом и рядом других психических заболеваний.

Таким образом, SorCS1 является потенциальным геном-мишенью для разработчиков стратегий лечения этих заболеваний.

Работа частично поддержана грантом Российского научного фонда, отметили в пресс-службе Института цитологии и генетики СО РАН (федерального исслндовательского центра).

С 26 октября по 2 ноября 2018 года в Омске пройдет фестиваль "NAUKA 0+"