сегодня: 24.03.2019

2018-12-16 15:03:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские ученые нашли подход молекулярного дизайна для создания новых материалов

Исследования новосибирских ученых и их британских коллег помогли подтвердить на практике новый подход молекулярного дизайна для создания функциональных материалов, которые способны селективно поглощать токсичные газы.

Сотрудники лаборатории структуры и функциональных свойств молекулярных систем физического факультета Новосибирского госуниверситета и Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН исследовали материал для селективной абсорбции токсичных газов и смогли составить детальную характеристику компонентов, составляющих "молекулярное сито".

Ученые изучили, как функционирует структура, определили абсорбционные центры для различных видов газов, таких как СО2 и SO2. Результаты исследований помогли улучшить первоначальный материал путем создания нового метода молекулярного дизайна микропористых металл-органических каркасов.

Проблема очистки промышленных газов на сегодняшний день стоит особенно остро. Решая ее, синтетики Манчестерского университета смогли создать новый сложный материал-сорбент. Сложность работы с токсичными газами заключается в том, что они вступают в активную реакцию с иными веществами, подвергая их коррозии, но исследователи смогли решить эту задачу, создав стабильный сорбент - пористый металлоорганический каркас (неорганический центр + органический линкер с особым функционалом, который выступает "мостом" между узлами) с поляризованной структурой.

Из-за сильной поляризации собрать такой каркас трудно, и для решения этой проблемы была предложена схема защиты полярного момента (азота) метильной группой (протектором), рядом с которой на определенном расстоянии держался атом хлора. Таким образом элементы компенсируют друг друга.

"Наши возможности позволили исследовать динамику первоначального каркаса, и мы выяснили, что в этом каркасе метильная группа - это абсорбционный центр для диоксида углерода. Чтобы определить принцип работы, пришлось задействовать целый набор физико-химических методов, в итоге удалось составить детальную характеристику этого каркаса на молекулярном уровне, - пояснил старший научный сотрудник лаборатории структуры и функциональных свойств молекулярных систем НГУ Даниил Колоколов. - Впоследствии наши коллеги из Манчестерского университета провели термоактивацию, в процессе которой отделились метильная группа и хлор. Остался лишь нейтральный каркас, который обладает еще большими селективными свойствами, нежели первоначальный вариант".

Исследования новосибирских ученых и их зарубежных коллег помогли не только прийти к предположению удалить протекторы, но и подтвердить на практике новый подход молекулярного дизайна для создания функциональных материалов - стабильных микропористых структур с заданными функциональными свойствами, которые способны селективно поглощать токсичные газы. Результат работы интернациональной команды ученых был опубликован в журнале Chemical Science.

Как отметили в пресс-службе НГУ, селективное и обратимое поглощение различных токсичных газов применимо в горнодобывающей промышленности, черной металлургии, а также энергетике, основанной на процессах горения.

P.S..

Ранее группа сотрудников лаборатории совершила открытие в водородной энергетике. Ученые экспериментальным методом смогли разобраться с механизмом протонной проводимости и показали, каким образом возникают частицы-переносчики на поверхности мембраны, а также предложили дополнительную обработку поверхности, чтобы увеличить концентрацию переносчиков, тем самым улучшив проводимость. Потенциально это новый шаг в энергетике, который будет использоваться в современных источниках электропитания с помощью экологически чистых материалов. Результаты исследования международного научного коллектива опубликованы в престижном журнале Chemistry of materials.

*********