сегодня: 24.04.2019

2019-02-10 10:51:00 /РИА "Сибирь" /Красноярск

Красноярские ученые: тундра при нагреве на 2 градуса увеличит выброс углекислого газа в два раза

Ученые Красноярского научного центра СО РАН исследовали реакцию арктической почвы на потепление. Выяснилось, что с ростом температуры почвы на два градуса скорость выделения углекислого газа увеличивается в два раза. Результаты исследования опубликованы в журнале "Доклады Академии наук. Геохимия"

Тундра зачастую разбита на ячейки, в центре каждой из них находится заболоченный участок, а по краям - растительность. Такой ландшафт называется полигональным. Если разобраться в устройстве этих ячеек, то становится понятно, что они организованы достаточно сложно. Слой торфа и стоячей воды в середине подпирается снизу многолетней мерзлотой. Вдоль трещин в мерзлоте располагается растительность, которая и служит живой оградой для микроболот. Реакцию такой системы на изменение климата предсказать непросто.

Особенно важно для ученых знать, как будут изменяться потоки парниковых газов при изменении температуры и влажности в Арктике. Ведь если потепление приведет к высвобождению всех запасов почвенного углерода, то климат станет еще более жарким.

Ученые из Красноярска создали специальные замкнутые камеры, в которых можно контролировать температуру и влажность образцов почвы и измерять, как они обмениваются парниковыми газами с окружающей средой. В лабораторных условиях исследователи смоделировали арктическое лето - 80 суток относительно теплой погоды, тот промежуток времени, когда в тундре возможны активное образование, разложение и переработка органического вещества. Для эксперимента использовали арктическую почву, доставленную из Якутии. Оказалось, что при повышении температуры образцов на два градуса, скорость выделения углекислого газа вырастает почти в два раза.

Ученым было важно посмотреть, как ведет себя участок мерзлоты в течение всего "лабораторного лета". При поддержании обычных для нынешнего времени температур почва выделяла достаточно много углекислого газа в начале сезона - условной весной. После этот поток резко снижался до нуля к концу лета. Совсем другая картина наблюдалась при росте температуры на два градуса. В начале сезона потоки углерода из обычной и более теплой почвы были сопоставимы. Однако для нагретой почвы скорость выделения практически не снижалась на протяжении всех 80 дней эксперимента. В результате с каждого квадратного метра площади более теплая почва будет выделять на 50 граммов больше углекислого газа, чем обычная.

"В нашем эксперименте нагрев арктической почвы на два градуса приводил к двукратному увеличению выделения ею углекислоты, если рассматривать полностью вегетационный сезон. Эти результаты важны для оценки потерь углерода мерзлотными экосистемами при прогнозировании последствий глобального потепления в высоких широтах", - пояснила один из авторов исследования, старший научный сотрудник Института леса имени В. Н. Сукачёва, кандидат биологических наук Светлана Евграфова.

Еще одним важным парниковым газом является метан. Обычно его потоки меньше, но вклад в потепление климата на каждую молекулу газа больший, чем у углекислого газа. Ученым не удалось зафиксировать достоверную разницу в выделениях метана между обычной и нагретой на два градуса почвой.

Рост средних температур в Арктике, согласно различным сценариям, прогнозируется к концу XXI века, но при существующей продолжительности вегетационного периода потепление на два градуса, по всей видимости, не приведет к резкому выделению метана в полигональной тундре.

"Исследование способности образцов почв выделять парниковые газы - известный в науке подход к изучению связи различных экосистем с глобальным климатом. Однако мы в наших экспериментах используем, во-первых, цельные крупные фрагменты почвенной биоты, сохраняющие все свойства природной системы, а во-вторых, проводим наблюдения во время всего вегетационного периода, пусть и смоделированного в лаборатории. Такой подход, хоть и более затратный по времени и ресурсам, позволяет оценивать влияние внешних факторов на экосистему во всей совокупности", - рассказал один из авторов исследования, старший научный сотрудник Института биофизики СО РАН, кандидат физико-математических наук Юрий Бархатов.

Исследование выполнено при поддержке краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности и Российского фонда фундаментальных исследований, сообщили в группе научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра).

Cмотрите также:  Наука  Красноярский край