сегодня: 20.09.2019

2019-03-04 09:47:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

В ЦЕРНе (Швейцария) обнаружена новая частица, которая уточнит кварковую модель

Коллаборация LHCb CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям), в которую входят Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН и Новосибирский государственный университет, объявила об открытии нового состояния c-кварка и анти c-кварка - частицы ?3(1D).

Экспериментальное наблюдение этой частицы позволило закрыть один из пробелов в кварковой модели. Результаты были представлены на международном совещании по электрон-позитронным столкновениям в области энергии от Phi до Psi, которое проходила в новосибирском Академгородке с 25 февраля по 1 марта 2019 года.

Кварковая модель - часть стандартной модели, описывающая сильные взаимодействия. В частности, она описывает возможные состояния c-кварков и анти c-кварков (очарованных кварков и очарованных анти-кварков). Многие состояния (то есть частицы) кварковой модели уже наблюдались экспериментально, и их свойства определены с высокой точностью. Связанным состоянием c-кварка и анти c-кварка является чармоний, самым легким из которых считается джи-пси мезон (J/?-мезон). С момента  открытия J/?-мезона (1974) было обнаружено достаточно много чармониев.

"Чармонии - очень большой класс частиц, среди которых известно более 20 состояний. Но в этом классе есть и белые пятна - частицы, которые предсказываются моделью, но не наблюдаются в эксперименте. Много лет их искали, но не находили, - рассказывает сотрудник коллаборации LHCb, старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, кандидат физико-математических наук Иван Беляев. - Сигнал от частицы, который мы увидели, обладал удивительным свойством – он был очень узким, хотя для частиц с данной массой типичная ширина должна была быть в 10-20 раз больше. В течение полугода мы проверяли, не ошиблись ли - это первое, что должен сделать физик, когда получает такую красивую картинку. Но теперь уже точно есть повод для радости - мы увидели ту частицу, которою долгое время не удавалось обнаружить".

Новая частица ?3(1D) была обнаружена в распаде на D0D0 и D+D-. Это стало возможно именно сейчас благодаря тому, что в эксперименте на LHCb было набрано необходимое количество статистики.

"В эксперименте LHCb отобрали набор D+D- и D0D0, и построили инвариантную массу: энергию частиц в системе центра масс. Далее при анализе спектра инвариантных масс был обнаружен сигнал при энергии 3842 МэВ с достаточно маленькой шириной", - пояснил старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН, заведующий кафедрой физико-технической информатики НГУ, сотрудник коллаборации LHCb, кандидат физико-математических наук Павел Кроковный.

Наблюдаемая масса и узкая ширина действительно позволяют говорить об обнаружении нового состояния чармония со спином 3, которое ранее не наблюдалось ни в одном эксперименте. Однако массы и ширины недостаточно, чтобы идентифицировать частицу полностью, поэтому необходимо продолжать набор статистики.

Павел Кроковный отметил, что в физике высоких энергий принято верифицировать результаты в независимых экспериментах на других установках. Параллельно с экспериментами на LHCb, где изучаются аннигиляции при протон-протонных столкновениях, проверить вероятность рождения ?3(1D) можно также в эксперименте Belle II в Японии, в котором происходит столкновение электронов и позитронов.

"Мы ждем, что эксперимент Belle II, в котором одну из главных ролей играет группа из Будкеровского института, не увидит ?3(1D). Но для нас это будет положительным результатом. Дело в том, что частицы со спином 3 и не должны рождаться в эксперименте с электрон-позитронным столкновением. Ее отсутствие будет означать, что мы на LHCb видим ту самую частицу. 11 марта на Belle II будет начат набор данных на модернизированном коллайдере SuperKEKb", - добавил Иван Беляев.

Помимо участия в международных коллаборациях LHCb и Belle II, специалисты Института ядерной физики СО РАН и НГУ проводят и собственные исследования в области физики элементарных частиц на ускорительных комплексах ВЭПП-2000 и ВЭПП-4М. Например, ранее на детекторе коллайдера КЕДР с самой лучшей в мире точностью была измерена масса J/?-мезона. Кроме того, идет интенсивная работа над новым будущим проектом Супер C-Тау фабрики, который позволит вести исследования физики чармониев на качественно новом уровне, сообщила руководитель пресс-службы ИЯФ СО РАН Алла Сковородина.

С 27 сентября по 6 октября в Омске пройдет школа карьерного и личностного роста "Lift up"