сегодня: 17.07.2019

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Реклама


Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2019-03-06 14:18:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские инженеры испытали первый в России энергоэффективный тяговый электродвигатель





В феврале 2019 года на Тульском заводе горно-шахтного оборудования начались первые испытания электровозов с новым тяговым двигателем. Разработанный учеными Новосибирского государственного технического университета двигатель смог решить и проблему импортозамещения и в

энергоэффективности - он оснащен литийионной батареей "Лиотех" (проект госкорпорации "Роснано"), что позволило увеличить производительность новой машины до 50% по сравнению с электровозами предыдущих поколений.

Коэффициент полезного действия тягового
электропривода с вентильным магнитоэлектрическим двигателем увеличился на 10-20% по сравнению с электроприводом двигателя предыдущего поколения. Электрические машины, сконструированные по этой технологии, могут быть использованы как в общепромышленном электроприводе (станки, вентиляционные системы), так и в специализированном (для автомобильной промышленности, авиации, в электроприводе погружных насосов), а также в качестве инверторных генераторов.

Специалисты кафедры электромеханики факультета мехатроники и автоматизации университета разработали первый в России синхронный двигатель с постоянными магнитами для рудничного электровоза. Благодаря применению такого двигателя инженерам удалось значительно увеличить производительность электровоза. Новые технологии, которые легли в основу конструкции магнитной системы, и специальные обмоточные структуры внутри двигателя позволили существенно (в два-три раза) снизить массу активных материалов и на 10-20% повысить КПД двигателя по сравнению с классическими асинхронными двигателями и двигателями постоянного тока.

Первые испытания разработки показали, что новая технология позволила не только сократить массу и габариты тягового двигателя, но и благодаря повышенному вращающему моменту увеличить его грузоподъемность. Также значительно возросла и энергоэффективность электровоза из-за уменьшения потерь в двигателе и увеличения его КПД до 90%. При этом уменьшился разряд аккумуляторной батареи и увеличилось время работы электровоза.

Разработанный электродвигатель был установлен на электровоз, который предназначен для транспортировки вагонеток с углем и породой, доставки материалов, оборудования и совершения других операций в шахтах. Помимо инновационного двигателя, в машине будут использованы новые аккумуляторы. Электровозы предыдущих поколений использовали свинцово-кислотные или щелочные аккумуляторы, которые требовали частой доливки агрессивных кислот или щелочи.

К помещению для зарядки старых типов аккумуляторов были повышенные требования по вентиляции, так как при заряде таких батарей выделяется взрывоопасный водород. Все это приводило к увеличению затрат предприятий на дополнительный персонал, обеспечение достаточной вентиляции.

Решение от "Лиотех" лишено этих
недостатков: литий-ионную батарею суммарной энергоемкостью 70 кВт/час можно зарядить за 2-4 часа, в зависимости от степени ее разряда. При штатной эксплуатации литий-ионной батареи отсутствуют любые выделения газов как при разряде, так и при заряде.

Запрос на разработку отечественного электродвигателя поступил в феврале 2018 года от Тульского завода горно-шахтного оборудования. К концу лета новосибирские инженеры подготовили конструкторскую документацию и смогли выпустить в производство первый макетный образец на базе компании ООО «РЭМ». По словам авторов разработки, первые испытания разработки прошли в НГТУ и показали, что мощность получилось развить больше заявленной.

Второй этап испытаний разработки прошел в Томске, где инженеры компании ООО "НФП "Мехатроника-Про" занимались созданием системы управления для двигателя. В заводских условиях электродвигатель подтвердил свои улучшенные показатели мощности в сравнении с двигателями предыдущих поколений.

В настоящее время новый электровоз проходит приемо-сдаточные испытания в реальных условиях работы в шахтах. Электродвигатель имеет свою особенность: он должен быть взрывозащищенным, что требуется для обеспечения безопасности проведения работ в шахтах.

Специальная оболочка не позволяет взрыву выйти за пределы двигателя. Если испытания пройдут успешно, начнется запуск производства новых электродвигателей.

"Подобную технологию как в электродвигателе для горно-шахтного оборудования нам удалось внедрить во многие объекты - это электромеханический усилитель руля для автомобиля семейства "Лада" (выпущено ОАО "Автоэлектроника", Калуга, более 1,5 млн комплектов), двигатели погружных насосов для добычи нефти, отрезок серии общепромышленных двигателей, ветрогенераторы, прецизионные следящие приводы и другие разработки. Главный идеолог машин нового поколения - заведующий кафедрой электромеханики профессор Александр Шевченко. Он внес большой вклад в развитие теории, внедрил на практике эти электрические машины и сегодня считается ведущим специалистом в стране", - рассказал кандидат технических наук, доцент кафедры электромеханики НГТУ и один из авторов разработки Дмитрий Топорков.

Как напомнил пресс-секретарь НГТУ Юрий Лобанов, в конце января ученые университета совместно с резидентами новосибирского Академпарка "Модульные системы Торнадо", "Юнисофт плюс", а также НПО "Автоматика" создали и запустили прототип автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности промышленных предприятий. Программа Process Audit Platform позволит дистанционно обрабатывать терабайты информации для того, чтобы видеть проблемные зоны производства, которые могут привести к потерям энергии, авариям или ущербу для экологии.



Cмотрите также:  Экономика  Новосибирская область
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Поиск по сайту
Что? Где? Когда?
**

3 августа 2019 года в Омске пройдет ХХХ международный Сибирский марафон

*******

17 августа 2019 года в Алтайском крае пройдет музыкальный фестиваль "Because of the Beatles"

******

3-6 сентября 2019 года в Красноярске пройдут лесной форум и международная выставка "Эксподрев"

***

14 сентябре 2019 года в Иркутске пройдет Всероссийский парад студенчества

***
Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2009, РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12