сегодня: 21.06.2019

2019-04-25 15:32:00 /РИА "Сибирь" /Красноярск

Красноярские и зарубежные ученые открыли в Сибири новый вид насекомого

Исследователи Института леса имени В. Н. Сукачева СО РАН обнаружил в Красноярске новый вид минирующей моли-пестрянки - потенциального вредителя кустарниковых растений. Это не первый новый для науки вид насекомого, найденный в последние годы учеными Института леса имени В. Н. Сукачева Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра) в городе и прилегающих регионах.

Такие открытия говорят о том, что Сибирь все еще остается "белым пятном" - территорией с недостаточно хорошо изученным биоразнообразием. Результаты исследования опубликованы в журнале ZooKeys

Развитие молекулярно-генетических методов существенно упростило задачу обнаружения и определения новых видов животных и растений. Например, для насекомых анализ ДНК позволяет выявлять видовую принадлежность организма даже на стадии личинки или куколки, которые у близких видов по внешнему облику зачастую не различаются. С помощью генетических методов ученые не только выявляют новые виды насекомых, но и исправляют недочеты ранней идентификации.

Новый вид минирующей моли-пестрянки Красноярские исследователи обнаружили в Сибири совместно с коллегами из Франции и Италии. Гусеницы этого вида оставляют после себя своеобразные повреждения на листьях - так называемые мины - выедают листья изнутри, не повреждая кожицу. Вид развивается на карагане древовидной - кустарниковом растении, используемом для создания живых изгородей и бордюров в сибирских городах. На момент обнаружения численность насекомого была не высокой, оно не наносило заметных повреждений своему кормовому растению.

"Первоначально мы собрали лишь пару гусениц, которые были подвергнуты молекулярно-генетической диагностике. По генетическим характеристикам стало понятно, что мы имеем дело с новым видом. Следующим летом удалось собрать бабочек для его описания. Исследование рисунка передних крыльев и гениталий самцов и самок показало, что сибирский вид сильно отличается от ранее известного, развивающегося на карагане на Дальнем Востоке России. Новый вид получил название Phyllonorycter ivani в честь моего отца - Ивана, который всегда поддерживал (и продолжает поддерживать) мой интерес к энтомологии", - рассказала старший научный сотрудник Института леса имени В. Н. Сукачева, кандидат биологических наук Наталья Кириченко.

Исследовательница отметила, что это не единственный открытый ею с коллегами вид. За последние пять лет ученые обнаружили пять новых видов насекомых: три в Сибири и по одному в Японии и Китае.

"Еще один новый для науки вид минирующей моли из Красноярска, способный значительно портить облик растений в городе, мы описали в 2015 году. Ранее его путали с европейским видом, но мы показали, что это не так, и здесь в Сибири вредит местная моль", - добавляет Наталья Кириченко.

Изучение видового разнообразия насекомых региона на генетическом уровне, каталогизация и составление ДНК-библиотек позволяют пополнять знания о фауне, обнаруживать и описывать новые для науки виды. Это важно для раннего обнаружения видов, пришедших в Сибирь из других регионов и способных причинять здесь вред растениям, сообщили в группе научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра).

Cмотрите также:  Наука  Красноярский край