сегодня: 22.07.2019

2019-05-03 07:40:00 /РИА "Сибирь" /Красноярск

Ученые из Красноярска, Японии и Германии создали сверхпроводник из пены

Ученые из Института физики имени Л. В. Киренского (Коасноярский научный центр СО РАН) совместно с коллегами из Японии и Германии доказали, что сверхпроводящая пена имеет стабильное и сильное магнитное поле. В отличие от обычных сверхпроводников пена является легким и прочным материалом с возможностью изготовления образцов большого размера. Она может применяться в космосе для более легкой и бережной стыковки космических аппаратов и сбора образующегося околоземного мусора. Результаты исследования опубликованы в журнале Materials

Сверхпроводники - магнитные материалы, электрическое сопротивление которых исчезает при низких температурах. Они активно применяются для создания сильных магнитных полей и получения эффекта левитации, а также в электродвигателях, генераторах и для транспортировки энергии. На практике размер обыкновенных сверхпроводников ограничен 1-2 см. Более крупный образец может потрескаться, либо терять свои свойства, что делает его непригодным для использования. Это осложняет применение и значительно завышает стоимость элементов.

Проблему малых размеров решило создание сверхпроводящей пены. Она состоит из пустых пор, которые окружены сверхпроводником. В таком виде можно получать сверхпроводники практически любых размеров, а незначительный вес и небольшое количество материала существенно уменьшают стоимость. Такая пористая структура помогает пене быстро охлаждаться - что очень важно для сверхпроводников, поскольку они проявляют свои свойства только при низких температурах.

До начала массового использования данной разработки, нужно уточнить принцип ее работы, к примеру, понять, как в сверхпроводящих пенах действует магнитное поле.

Международный коллектив ученых, в который объединились исследователи из Красноярского научного центра СО РАН, а также из Японии и Германии, совместно выяснил, что большие образцы сверхпроводящей пены имеют стабильное, однородное и достаточно сильное магнитное поле, которое распространяется со всех сторон материала. Это позволяет ей проявлять такие же свойства, как и у обычных сверхпроводников, несмотря на большие размеры. Благодаря этому, а также очень легкому весу, пена может быть использована в космических разработках.

Для синтезирования сверхпроводящей пены создается пористая структура из полиуретана. После этого ее пропитывают химическими элементами, которые входят в состав сверхпроводника: иттрий, барий, медь и оксиды. Эти элементы предварительно растворяются в поливинилалкоголе (обычный клей ПВА). После пропитки пена обжигается до полного выгорания полиуретана, остается только соединение, близкое к сверхпроводнику, но абсолютно не сверхпроводящее. Поэтому в центр пены помещается сверхпроводящий кристалл, и вся конструкция снова нагревается. Под действием температуры из кристалла распространяется сверхпроводящий материал, повторяя полностью структуру пены. Таким образом весь образец пены становится сверхпроводящим.

"Сверхпроводящую пену легко изготовить. При желании и с правильными материалами под рукой ее можно сделать и дома в обычной духовке. К тому же такую пену можно использовать в космосе, особенно в спутниках. Для космических аппаратов особо важно, чтобы материал был небольшого веса, а разработанная пена чрезвычайно легкая. Она на 90% состоит из пор, самого проводника там всего 10%, поэтому она в 10 раз легче, чем обычный сверхпроводящий материал", - рассказал соавтор работы, старший научный сотрудник Института физики имени Л. В. Киренского СО РАН, кандидат физико-математических наук Денис Гохфельд.

Одно из интересных применений сверхпроводящей пены - в устройствах стыковки космических кораблей и спутников. Управляя магнитным полем в сверхпроводнике, можно контролировать причаливание, стыковку и отталкивание. За счет образуемого поля она также может применяться в качестве магнитов для сбора мусора в космосе. В дополнение, пену можно использовать как элемент электродвигателей или источник магнитной связи в линиях электропередач, отметили в группе научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра).

Cмотрите также:  Наука  Красноярский край