сегодня: 14.10.2019

2019-09-19 12:57:00 /РИА "Сибирь" /Барнаул

Российские и зарубежные ученые установили новые факты истории Южной и Центральной Азии

Международный коллектив ученых, в который вошли в том числе и специалисты из сибирских научных институтов и вузов, уточнил хронологию родословной центральноазиатских и южноазиатских популяций. Это позволяет понять, когда возникло сельское хозяйство и каков был источник распространения индоевропейских языков на территории Южной и Центральной Азии.

Результаты самого крупного в истории исследования древней человеческой ДНК, а также первого генома представителя индской цивилизации опубликованы в журнале Science и Cell.

Археологи, антропологи и генетики из разных стран мира проанализировали ранее не изученные геномы 524 древних индивидов, сравнили их с геномами, секвенированными ранее и связали полученные данные с уже имеющимися археологическими, лингвистическими и историческими сведениями. В результате специалисты получили важную информацию о популяциях, которые населяли различные области огромного региона в период от мезолита (около 12 тыс лет назад) до железного века (около 2 тыс лет назад). Также ученые выяснили взаимосвязь между этими популяциями и группами современных людей, живших на той же территории.

"Эти исследования дают представление о двух наиболее глубоких культурных преобразованиях, происходивших в древней Евразии, переходе от охоты и собирательства к земледелию и распространении индоевропейских языков, на которых сегодня говорят от Британских островов до Южной Азии, а также о миграции человеческих популяций", - отмечает соавтор публикаций Вагиш Нарасимхан.

По словам другого соавтора, заведующего кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, доктора исторических наук Алексея Тишкина, сами исследования проводились в течение нескольких лет. Только на оформление статьи, которое осуществлялось под патронажем специалистов из медицинской школы Гарвардского университета (США), ушло более двух лет.

Вклад ученых Алтайского госуниверситета  заключался в демонстрации этнокультурной ситуации на юге Западной Сибири и в Обь-Иртышском междуречье в энеолите, ранней и развитой бронзе. Именно оттуда оказался привнесен в Индию один из компонентов, зафиксированный при палеогенетических исследованиях.

"Основное содержание статьи, кроме демонстрации новых материалов, методов и подходов, отражает три глобальные проблемы: происхождение и распространение индоевропейских языков и их носителей; формирование южноазиатских популяций и решение вопроса о том, кто был основателем цивилизации в долине Инда - Хараппской цивилизации", - говорит Алексей Тишкин.

Сами статьи - только верхушка научного айсберга, материалы к ним составили более 380 страниц, отмечает ученый. В статье, опубликованной в Science, множество разных фактов и реальных открытий. Например, исследование доказывает, что индоевропейские языки распространялись пастухами с территории евразийской степи (согласно существующей "степной гипотезе").

"Одним из новых свидетельств в пользу степного происхождения индоевропейских языков служит тот факт, что генетические модели показывают взаимосвязь между представителями индо-иранской и балто-славянской ветвей индоевропейского языка. Исследователи обнаружили, что предками современных носителей обеих ветвей были представители подгруппы степных скотоводов, которые почти 5000 лет назад мигрировали на западные территории, двигаясь в сторону Европы, а в последующие 1500 лет переместились обратно на восток, в Центральную и Южную Азию. Ещё несколько доказательств степного происхождения индоевропейских языков было получено после того, как ученые установили, что среди 140 современных популяций Южной Азии в нескольких группах имелось много людей, чьими предками были представители населения зоны степей. Все популяции, генетически связанные со степными группами, за исключением одной, исторически относятся к сообществам жрецов, включая браминов - традиционных хранителей текстов, написанных на древнеиндоевропейском языке санскрите", - говорится на сайте Института археологии и этнографии СО РАН.

Издание "Наука в Сибири".

* Подготовлено по материалам пресс-службы АлтГУ и сайта Института археологии и этнографии СО РАН.

Cмотрите также:  Наука  Новосибирская область  Алтайский край  Новосибирск