сегодня: 22.11.2019

2019-10-14 16:21:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские ученые экспериментально воссоздали образование первых звезд во Вселенной

Физики обнаружили, что концентрация ионов гидрида гелия, одной из первых молекул, возникших во Вселенной и определявших скорость формирования звезд, существенно превышает величину, предсказанную ранее теоретически. В эксперименте, который прошел в Институте ядерной физики общества имени Макса Планка (Гейдельберг, Германия), участвовали сотрудники Института физики полупроводников имени А. В. Ржанова СО РАН. Результаты опубликованы в журнале Science.

Известно, что газ, из которого образовались первые звезды, состоял из молекул водорода (H2), протодейтерия (HD), ионов гидрида гелия (HeH+) и гидрида лития (LiH). Считается, что ионы HeH+, обладающие наибольшим дипольным моментом, определяют скорость остывания газовых облаков до температуры, при которой происходит их гравитационный коллапс и зарождаются первые звёзды. Поэтому знание концентрации этих ионов в газовых облаках ранней Вселенной необходимо для понимания эволюции первичного газа.

Концентрация ионов гидрида гелия в газовых облаках определяется вероятностью распада этих частиц на нейтральные атомы гелия и водорода при столкновении с электронами. Предыдущие измерения вероятности распада ионов гидрида гелия проводились при комнатной температуре, однако действительная температура Вселенной в эпоху появления первых звезд, по оценкам учёных, была около 6 Кельвин, то есть - 267? С. Выяснилось, что в таких условиях концентрация ионов гидрида гелия HeH+ резко увеличивается.

Провести эксперименты при 6 К удалось благодаря недавно построенному в Гейдельберге криогенному кольцевому накопителю ионов - Cryogenic Storage Ring (СSR). Ионы гидрида гелия циркулировали в СSR в течение нескольких сотен секунд без столкновений, а затем встречались с «холодными» электронами, которые двигались с одинаковыми скоростями в одном направлении с ионами.

Столкновения электронов с ионами HeH+ приводили к их нейтрализации и последующему распаду. Регистрировалось количество образовавшихся нейтральных атомов водорода и гелия, а также их энергии и углы разлёта. Оказалось, что скорость распада ионов гидрида гелия на атомы примерно в 80 раз ниже, чем считалось ранее.

"Вклад сибирских ученых в данный эксперимент заключался в создании миниатюрного полупроводникового излучателя "холодных" электронов, который обеспечил предельно малый разброс их скоростей. Пучок этих частиц использовался как для охлаждения ионного пучка, так и для «превращения» HeH+-ионов в нейтральные атомы гелия и водорода. Полупроводниковый эмиттер для источника электронов разработан в ИФП СО РАН с участием большого количества исследователей. Нужно отметить, что участники обсуждаемой работы Дмитрий Орлов и Андрей Шорников закончили Новосибирский государственный университет и ранее работали в нашем институте именно по этой тематике", - прокомментировал российский соавтор статьи в Science, заведующий лабораторией неравновесных процессов в полупроводниках Института физики полупроводников СО РАН, доктор физико-математических наук Александр Терехов.

Результаты лабораторного изучения закономерностей формирования первых молекул во Вселенной появились очень своевременно. В ближайшее время планируется запуск космического телескопа "Джеймс Уэбб" - сменщика "Хаббла".

Как отметили в пресс-службе Иеститута физики полупроводеиков СО РАН, миссия проекта "Джеймс Уэбб" - поиск и изучение излучения первых звезд и галактик, появившихся на раннем этапе эволюции Вселенной после Большого взрыва. Совместный анализ экспериментальных результатов, полученных физиками на Земле и в космосе имеет большое значение для детального понимания физических процессов, происходивших в ранней Вселенной.

***