сегодня: 23.02.2020

2019-12-28 09:29:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские физики на шаг продвинулись к управлению термоядерным синтезом

Главным недостатком открытых магнитных ловушек для удержания плазмы традиционно считается большая величина потерь энергии вдоль магнитного поля. Однако согласно теоретическим расчетам специалистов Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, величина таких энергетических потерь (энергии, выносимой электрон-ионной парой) может быть уменьшена до величин, приемлемых для систем с параметрами термоядерного класса.

В недавних экспериментах газодинамической ловушке специалисты института измерили величину продольных потерь энергии - результаты совпали с теоретическими предсказаниями. Полученные данные подтверждают возможность развития термоядерных установок следующего поколения на основе открытых магнитных систем. Результаты опубликованы в научной статье.

Главной задачей исследований Института ядерной физики СО РАН по удержанию плазмы является физическое обоснование термоядерного реактора на основе магнитной ловушки открытого типа, способного работать с топливами, не содержащими радиоактивный тритий.

Один из этапов достижения этой цели - создание в Институте ядерной физики инфраструктурного комплекса разработки новых технологий удержания термоядерной плазмы - газодинамической многопробочной ловушки. В этот проект будет интегрирован весь объем передовых знаний и технологий в области открытых магнитных систем удержания плазмы, накопленных в институте и мире.

"За последние годы магнитные ловушки открытого типа показали значительный прогресс в параметрах удерживаемой плазмы. и могут рассматриваться как основа для установок термоядерного класса следующего поколения, – рассказывает заведующий лабораторией Института ядерной физики, доктор физико-математических наук Петр Багрянский. - Теоретики нашей лаборатории сначала решили сложнейшую задачу и представили расчеты величины энергии, выносимой из открытой ловушки вдоль магнитного поля одной электрон-ионной парой. Эти теоретические расчеты показали, что энергетические потери не должны быть велики при выполнении простого условия - расположения приемника плазмы (холодной стенки, с которой контактирует плазма) на расстоянии, большем некоторого критического. В недавнем технически сложном эксперименте специалисты Института напрямую измерили эту величину".

Эксперимент по измерению величины энергии, выносимой из открытой ловушки одной электрон-ионной парой, проводился на установке ГДЛ. Параметры новосибирской установки (температура электронов достигает 200 эВ при инжекции атомарных пучков и до 900 эВ при использовании ЭЦР-нагрева) позволяют проводить эксперименты в условиях, близких к термоядерным.

"Продольные потери энергии в открытой ловушке определяют температуру плазмы, время ее удержания и прочие важные параметры. Чтобы развивать термоядерное направление, необходимо было понять, сколько энергии мы можем позволить себе потерять, - добавляет ведущий научный сотрудник Института ядерной физики, кандидат физико-математических наук Елена Солдаткина. - Расчеты наших теоретиков показали, что даже с учетом вторичной электронной эмиссии и дополнительного ускорения ионов потери меньше, чем предсказывали более ранние теории. Для того, чтобы измерить эту величину в эксперименте, мы разработали специальную систему зондовых диагностик".

Диагностическая система состоит из трех зондов: ионного, плоского зондов и болометра, которые двигаются от приемника плазмы до пробки. Ионный зонд измеряет поток ионов, плоский зонд нужен для измерения коэффициента вторичной электронной эмиссии, а болометр измеряет энергию всех падающих на него частиц. В ближайшее время на основе разработанной методики ученые создадут полноценную систему диагностики из двадцати одной «тройки» таких зондов, которая позволит проводить мониторинг потерь энергии на всей поверхности плазмоприемника, отслеживать величину в динамике.

"Конечно, проблема продольных потерь энергии в открытых магнитных системах не решена, свести их к нулю невозможно, но мы теряем столько, сколько можем себе позволить, а значит, можем продолжать развивать термоядерное направление на основе открытых ловушек, - добавляет Елена Солдаткина. - Например, наш эксперимент показал, на каком расстоянии от плазмы необходимо устанавливать приемник плазмы, чтобы энергетические потери имели приемлемую величину. Эту информацию мы сможем использовать при строительстве ГДМЛ".

Работы проводятся по гранту Российского научного фонда "Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых", отметили в пресс-службе Института ядерной физики СО РАН.

С 19 по 21 марта 2020 года пройдет Красноярский экономический форум