сегодня: 24.02.2020

2020-01-17 15:35:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские ученые нашли подход к новым методам лечения глаукомы

Исследования новосибирских ученых-медиков свидетельствуют о наличии элементов лимфатической системы в органе зрения, что имеет значение и для разработки новых методов лечения глаукомы.

Известно, что глаукома является одной из главных причин возникновения
слепоты. Общая распространенность глаукомы у населения в возрасте старше 40 лет составляет 3,54%. Для многих пациентов развитие этого заболевания приводит к возникновению инвалидности (в России свыше 40% случаев инвалидности по зрению вызваны глаукомой). К сожалению, данные министерства здравоохранения РФ показывают устойчивый рост заболеваемости: в 2017 году число больных с диагнозом "глаукома" превысило 1,3 млн человек.

Развитие патологического процесса вызывает изменения в дренажной системе глаза, нарушая отток внутриглазной жидкости, повышая внутриглазное давление, что, в частности, приводит к гибели клеток зрительного нерва. Помимо повышения внутриглазного давления, нарушение оттока внутриглазной жидкости приводит к накоплению в органе зрения продуктов метаболизма и клеточной деструкции и др. Известно, что задачу утилизации и выведения данных продуктов в организме решает лимфатическая система. Однако, до недавнего времени считалось, что во внутренних сегментах глаза она отсутствует, а отток внутриглазной жидкости проходит через другие структуры, связанные с кровеносной системой. В связи с этим возможная роль лимфатической системы в развитии заболеваний органа зрения практически не обсуждалась.

Однако ряд исследований последних лет поставил это утверждение под сомнение, а
в научной литературе появились первые публикации, свидетельствующие о наличии элементов лимфатической системы в органе зрения. Однако вопрос о наличии лимфатических структур в органе зрения и их роли при его заболеваниях остается

предметом научной дискуссии.

Свой вклад в решение данной проблемы внесли участники исследовательского проекта сотрудничества НИИ клинической и экспериментальной лимфологии (филиала Института цитологии и генетики СО РАН) и Новосибирского филиала МНТК "Микрохирургия глаза" имени С. Н. Федорова.

"При использовании методов ультраструктурного и иммуногистохимического анализов с применением специфических маркеров лимфатических сосудов нам удалось
выявить в структуре глаза каналы, ограниченные фибробластоподобными клетками, имеющими признаки, характерные для клеток лимфатических сосудов. Данные каналы, по нашему мнению, могут выполнять роль начальных звеньев лимфатической системы, - рассказала заведующая лабораторией ультраструктурных исследований НИИ клинической и экспериментальной лимфологии, доктор биологических наук, профессор Наталия Бгатова.

Это предположение находит свое подтверждение в исследованиях канадских ученых, которые установили, что введение в переднюю камеру глаза овцы частиц со специальной меткой, позволило выявить их в лимфатических узлах головы и шеи экспериментальных животных.

Важным результатом в работах новосибирских ученых является выявленный ими тип структурной организации начальных звеньев лимфатической системы, поскольку ранее исследователи из разных стран искали в органе зрения лимфатические сосуды (как, например, на рисунке 1 в конъюнктиве) и не обнаруживали их, а вариант каналов первыми предложили исследователи из Новосибирска.

"Структурные нарушения компонентов лимфатического пути оттока внутриглазной жидкости, вероятно, играют важную роль в механизмах развития первичной открытоугольной глаукомы и могут лечь в основу разработки новых, патогенетически обоснованных методов лечения заболевания, что позволит повысить качество лечения наших пациентов, - говорит директор Новосибирского филиала МНТК "Микрохирургия глаза", доктор медицинских наук, профессор Валерий Черных.

В настоящее время результаты исследования опубликованы в ряде ведущих российских журналов и выпущены в виде монографии. После серии дополнительных экспериментов полученные авторами данные будут представлены для рассмотрения в ведущие мировые научные журналы, работающие в этом направлении, сообщили в пресс-службе Института цитологии и генетики СО РАН (федерального исследовательского центра).

С 19 по 21 марта 2020 года пройдет Красноярский экономический форум