сегодня: 24.02.2020

2020-01-24 12:38:00 /РИА "Сибирь" /Томск

Томские и испанские ученые открыли новый тип криволинейных акустических волновых пучков

Ученые Томского политехнического и Томского государственного университетов вместе с коллегами из Испании смоделировали, а затем и экспериментально подтвердили существование нового типа криволинейных акустических волновых пучков - "крючков" (acoustical hooks). Они представляют собой искривленную акустическую струю и обладают важным свойством: изгибаются на расстоянии меньше длины волны. Это позволяет рассматривать их как перспективный инструмент для манипуляции частицами с помощью ультразвука на очень маленьком расстоянии - на субволновом уровне.

Подобные манипуляции необходимы в биомедицинских исследованиях, при синтезе новых материалов. Результаты исследования опубликованы в журнале Results in Physics (IF: 3,042; Q1).

Отметим, ранее ученым был известен лишь один тип искривленных оптических лучей - пучки Эйри и их производные. Их впервые получили в 2007 году. Физические свойства пучков позволяют их использовать как раз для управления мелкими частицами, что интересно для микрофлюидики и клеточной биологии. Получение таких пучков требует достаточно сложного оборудования. Поэтому исследователи в разных странах ищут новые типы искривленных пучков, которые можно было бы получать значительно проще.

"Поиск принципов создания новых искривленных пучков - это интересная современная область исследований, открывающая широкие перспективы как с фундаментальной точки зрения, так и с практической. В 2018 году наш авторский коллектив теоретически предсказал существование нового типа искривленного самоускоряющегося светового луча, по форме напоминающий крючок. Мы его так и назвали в опубликованных работах - фотонный крючок. Здесь речь идет об искривленной электромагнитной волне. И возник вопрос: могут ли такие кривые пучки формироваться из акустической волны? В новой статье мы утвердительно ответили на этот вопрос. И получать такой акустический крючок несравнимо проще, чем пучки Эйри", - говорит руководитель проекта, профессор отделения электронной инженерии ТПУ Игорь Минин.

Для получения акустического крючка исследователи использовали микрочастицу из диэлектрического материала Рексолит с важной особенностью - несимметричной формой. Эту частицу в ходе экспериментов помещали в воду и облучали ультразвуком. Проходя через частицу такой формы, звуковая волна на выходе из частицы искривлялась в форме крючка. Проводились эксперименты на базе политехнического университета Валенсии (Испания).

"Основная область применения акустических крючков на сегодня - это биомедицина, синтез новых материалов, управление перемещением наночастиц с помощью ультразвука с высокой субволновой точностью. Они могут быть использованы в тех условиях и с теми частицами, для которых другие типы криволинейных акустических пучков типа Эйри не подходят, - отмечает Игорь Минин. - В дальнейшем мы планируем провести эксперименты, в которых попробуем использовать акустические крючки непосредственно для манипуляции частицами".

Работа выполнена при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и программы повышения конкурентоспособности Томского политехнического университета.

Источник: https://news.tpu.ru/news/2020/01/21/35748/