сегодня: 26.11.2020

2020-06-28 10:35:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

На японском коллайдере при участии новосибирских ученых поставлен рекорд светимости

В лаборатории KEK (Цукуба, Япония) на электрон-позитронном коллайдере SuperKEKB, в экспериментах на котором принимают активное участие ученые Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН и Новосибирского государственного университета, был поставлен рекорд светимости - установка достигла параметров 2,40x1034см-2с-1. Светимость, характеризующая эффективность столкновения пучков, это количество взаимодействий частиц, происходящих в единицу времени. На данный момент полученное значение светимости - самое высокое в мире. Результаты опубликованы на официальном сайте организации

SuperKEKB - электрон-позитронный коллайдер лаборатории физики высоких энергий (KEK) в Цукубе (Япония). На установке реализуется международный эксперимент Belle II, являющийся продолжением Belle, где впервые, параллельно с экспериментом BaBar в лаборатории SLAC (США), было экспериментально обнаружено нарушение закона сохранения комбинированной четности в распадах B-мезонов.

"В эксперименте Belle II проводится прецизионная проверка современной теории элементарных частиц - Стандартной модели (СМ), а также поиском Новой физики – явлений за пределами СМ, – рассказал главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН, участник международного эксперимента Belle II, заведующий лабораторией междисциплинарного центра физики элементарных частиц и астрофизики НГУ, доктор физико-математических наук Семен Эйдельман. – Увеличение светимости коллайдера, то есть эффективности столкновения пучков частиц, позволит увеличить число зарегистрированных событий, например, рождения и распадов B, D-мезонов и тау-лептонов - как разрешенных СМ, так и процессов, подавленных или запрещенных теорией".

Предыдущий рекорд светимости был достигнут на протон-протонном коллайдере LHC (Large Hadron Collider) в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) в 2018 году. Значение светимости установки составило 2,14 x 1034см-2с-1. В июне 2020 г. коллайдер SuperKEKB побил существующий рекорд, достигнув 2,40 x 1034см-2с-1. В течение нескольких последующих лет японский коллайдер достигнет своей проектной светимости, которая будет в 40 раз превосходить прежнюю величину, и составит 8 x 1035 см-2 с-1. Достижение 2020 году стало возможным благодаря реализации на коллайдере SuperKEKB ряда передовых технологий в области ускорителей частиц, которые впервые в мире применены на таком большом ускорителе.

"Увеличение светимости происходит постепенно, сейчас специалисты занимаются настройкой различных систем SuperKEKB, - добавил Семен Эйдельман. - У коллайдера очень много параметров и систем, скажем так, «ручек», которые нужно покрутить, чтобы настроить оптимальный режим столкновения пучков и эффективность этих столкновений. Так, например, в коллайдере реализованы технологии «crab waist» и метод нано-пучков, которые способны повысить светимость установки в сотни раз, и все их нужно откалибровать. Метод "crab waist" был предложен итальянским физиком Панталео Раймонди, а в дальнейшее его развитие заметный вклад внесли физики ИЯФ СО РАН, которые провели множество расчетов и моделирований".

Институт ядерной физики СО РАН внес большой вклад в создание ускорительного комплекса коллайдера SuperKEKB и детектора для экспериментов на новом коллайдере.

"В 2012 году Институтом ядерной физики СО РАН было произведено и поставлено в КЕК 702 вакуумные камеры общей длиной около 1900 м для нового позитронного кольца коллайдера SuperKEKB. Камеры имеют сложный профиль, порты для присоединения вакуумных насосов и специальный блок для измерения положения пучка. Особенностью этих камер является то, что все их элементы изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов, - рассказал главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН, ведущий научный сотрудник междисциплинарного центра физики элементарных частиц и астрофизики НГУ, доктор физико-математических наук Борис Шварц. - Изготовление этих камер потребовало специальных расчетов и конструирования в КБ ИЯФ, а также освоения новых технологий в экспериментальном производстве ИЯФ. Важную роль в этом сыграл наш большой опыт в разработке и изготовлении ускорителей как для работ в Институте, так и для зарубежных лабораторий. Кроме того, в 2012 году в ИЯФ СО РАН было изготовлены 220 корректирующих магнитов для SuperKEKB".

По словам ученого, большая работа была выполнена физиками Института и при создании детектора для экспериментов на новом коллайдере. "Группой ИЯФ СО РАН была разработана новая электроника электромагнитного калориметра детектора Belle II, создан необходимый пакет программ, произведена установка и настройка новой электроники. Был также разработан и создан монитор светимости, позволяющий измерять эту важную величину в реальном времени. Таким образом, рекордная светимость, опубликованная в данном сообщении, была измерена прибором, созданным нашими физиками", - пояснил Борис Шварц.

Следует отметить, что в подготовке и проведении эксперимента Belle II принимают активное участие студенты и аспиранты НГУ и ИЯФ СО РАН.  "Участие в передовом международном эксперименте дает возможность молодым физикам получить уникальный опыт работы на самом современном оборудовании в составе большой команды физиков и внести свой вклад в получение новых физических результатов на самом передовом рубеже науки", – рассказал главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН, заведующий лабораторией НГУ, доктор физико-математических наук Александр Кузьмин

В международном эксперименте Belle II участвуют примерно 1000 физиков и инженеров из 119 университетов и лабораторий, расположенных в 26 странах и регионах по всему миру. От России, помимо группы из ИЯФ СО РАН и НГУ - самой большой по численности -  принимают участие специалисты из Физического института имени П. Н. Лебедева РАН, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Московского физико-технического института, а также Института физики высоких энергий имени А. А. Логунова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", отметила руководитель пресс-службы ИЯФ СО РАН Алла Сковородина.