сегодня: 22.09.2020

2020-07-16 12:13:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Сибирские ученые выясняют, какие участки ДНК отвечают на изменения окружающей среды

Новосибирские ученые создали программный пакет, позволяющий выяснить, какие участки ДНК отвечают за реакцию живых существ на изменения окружающей среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes.

Пакет программ metaRE, написанный на языке программирования R, проводит глубокий системный анализ биологических данных и находит те последовательности некодирующей ДНК, которые отвечают за "старт" считывания генетической информации при внешнем или внутреннем изменении в организме и последующий синтез белка. А значит, и за дальнейшую реакцию живого существа на уровне всего организма.

"Это исследование актуально, так как накопилось большое количество транскриптомных данных, или данных об активности генов, что позволяет проводить их системный анализ. Разработанный нами пакет программ реализует новый подход к поиску потенциальных регуляторных последовательностей по данным об активности генов, полученным в отдельных экспериментах. Поиск потенциальных регуляторных последовательностей является актуальной задачей в исследовании разных организмов и расширяет фундаментальные знания о функционировании генов, а следовательно, и об их фенотипическом проявлении. Например, если “поломать” регуляторную последовательность, ген начнет работать неправильно и у растения может быть нарушено развитие органов и нормальное течение жизненно важных процессов", - рассказала старший научный сотрудник лаборатории компьютерной транскриптомики и эволюционной биоинформатики факультета естественных наук  НГУ Виктория Миронова.

Как отметили в пресс-службе Новосибирского госуниверситета, ученые нашли последовательности ДНК, которые известны как регуляторы ответа на холод для модельных организмов: растения резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) и рыбки Данио (Danio rerio). Специалисты обнаружили консервативность (совпадение) регуляторных элементов и у растения, и у рыбы. Это значит, что механизм реакции на холод настолько важный и древний, что у обоих модельных организмов сохранились одни и те же регуляторные последовательности.

Сложность проблемы, которую решают исследователи, становится понятна, если знать, что каждый раз, когда организм испытывает внешние или внутренние изменения, запускается сложная цепочка реакций. Причем в клетках активируется несколько сигнальных путей и считывается разнообразная генетическая информация. Поэтому выяснение деталей того, как работает тот или иной путь, поможет изменять его или скорректировать в случае необходимости. В частности, сравнительные исследования реакции на изменение температуры у животных и растений позволяют уточнить характеристики реакции на холод на генетическом уровне у живых организмов в целом.

Это возможно, потому что температурный отклик - эволюционно древний механизм, с которым примитивные организмы должны были справиться за миллионы лет до разделения на царства "Животные" и "Растения".

24-28 сентября 2020 года в Иркутске пройдет кинофестиваль "Человек и природа"