сегодня: 02.12.2020

2020-10-28 13:12:00 /РИА "Сибирь" /Томск

Томские ученые: анализ атмосферы найдет пожары быстро и на большом расстоянии

Ученые механико-математического факультета Томского госуниверситета в ходе совместных исследований с коллегами из Института оптики атмосферы СО РАН выявили характеристики атмосферы, которые помогут обнаружить удалённые полевые пожары на раннем этапе. Эти параметры могут быть зафиксированы с помощью инфраструктуры, которая уже имеется на постах мониторинга - вышках сотовой связи, наземных станциях метеорологического наблюдения. На основе этих данных в ТГУ разработана система раннего выявления пожаров, которая позволит минимизировать силы и средства авиалесоохраны на поиск новых пожаров и борьбу с ними.

Известно, что пожары воздействуют на атмосферу путем интенсивного тепловыделения при горении, которое влияет на температуру, влажность воздуха, скорость ветра, параметры турбулентности, а также путем выброса продуктов горения. Газоанализ - достаточно сложный процесс, он требует дорогостоящего оборудования.

Перед учеными стояла задача - выявить те признаки пожара, которые четко указывают на возгорание, и при этом могут быть обнаружены с помощью доступных приборов. В ходе полунатурных экспериментов ученые ТГУ и Института оптики атмосферы СО РАН обнаружили характерные признаки природного пожара, которые могут регистрироваться на значительном расстоянии. Речь идет о турбулизации свободной атмосферы непосредственно рядом с пламенем, а также о газообразных продуктах горения и аэрозолях.

"Внутри пламени формируются турбулентные вихри, в которых происходит основное горение летучих компонентов. Эти турбулентные структуры поднимаются за счет силы Архимеда, расширяются, а потом распадаются. Процесс сопровождается выделением энергии, которая приводит к турбулизации свободной атмосферы в окрестности пламени. И как оказалось в результате измерений, эта турбулизация регистрируется на значительном расстоянии от очага горения", - рассказывает заведующий кафедрой физической и вычислительной механики ТГУ, доктор физико-математических наук Егор Лобода.

С учетом полученных данных ученые разработали систему раннего выявления пожаров, которая сейчас находится на стадии оформления патента. Система базируется на комплексном анализе характеристик атмосферы (газового и аэрозольного состава, метеопараметров, турбулентности и других) и использует существующую инженерную инфраструктуру. Такой подход к обнаружению пожаров лишен ряда недостатков, которыми обладают спутниковый мониторинг и другие имеющиеся системы обнаружения.

Интеграция предложенной системы обнаружения пожаров с методами спутникового мониторинга позволит намного повысить точность обнаружения пожаров с исключением ложных сигналов.

"Наша разработка позволяет находить удаленные пожары, что в конечном счете приведет к минимизации затрат сил и средств авиалесоохраны на поиск новых пожаров и борьбу с ними. Также она позволяет использовать результаты мониторинга распределенной сети датчиков на посту оперативного дежурного МЧС, в ситуационных центрах и интегрировать их в комплексные геоинформационные системы, например, в геопортал ТГУ", - комментирует Егор Лобода.

Ученые отмечают, что система может быть использована на всей территории России для раннего обнаружения пожаров, оперативного реагирования и тушения на стадии, пока пожар не увеличился до чрезвычайных масштабов.

Более 30 лет на мехмате ТГУ изучают природные пожары и их последствия. Общую математическую модель распространения таких пожаров разработал заслуженный деятель науки РФ, профессор ТГУ Анатолий Гришин, ставший основателем целого направления исследований. В настоящее время в ТГУ на базе кафедры физической и вычислительной механики ММФ работает научная лаборатория физико-математических и оптических исследований природных пожаров и внешних задач механики реагирующих сред. В состав лаборатории входят сотрудники ТГУ, Института оптики атмосферы СО РАН (Томск) и Института химической кинетики и горения СО РАН (Новосибирск), в том числе 5 молодых ученых. Финансирование работ лаборатории осуществляется при поддержке научного фонда имени Д. И. Менделеева.

Источник: http://www.tsu.ru/