сегодня: 29.09.2021

2021-02-26 06:26:00 /РИА "Сибирь" /Томск

Томские и финские ученые изучили формирование опасных аэрозолей

Ученые Томского государственного университета и Университета Хельсинки обнаружили новые пути формирования загрязняющих атмосферу аэрозолей, в которых участвуют природные углеводороды, выделяемые хвойными деревьями. Статья о результатах квантово-химических расчетов опубликована в журнале Nature Communications (Q1).

Ученые физического факультета ТГУ вместе с коллегами из Финляндии объяснил процессы окисления молекул терпенов в реакциях озонолиза. Это позволило обнаружить новые пути формирования аэрозолей, которые негативно влияют на климат и экологию окружающей среды. Источником терпенов, которые изучали физики, являются хвойные леса.

"Мы провели мультиреференсные квантово-химические расчеты и выяснили, что известные ранее данные об озонолизе молекул терпенов были не совсем верными. Наши расчеты показали, что значения активационных барьеров для различных путей реакции существенно отличаются от тех, что предполагались ранее, и сами реакции идут более сложным образом, - говорит доцент физического факультета ТГУ Рашид Валиев. - Таким образом, с использованием экспериментальных и теоретических методов мы смогли корректно сравнить различные пути реакции озонолиза и объяснили поэтапно стадии формирования продуктов этой реакции".

Терпены представляют собой важный класс летучих органических соединений и, по недавним исследованиям, могут очень быстро превращаться в аэрозоли с низкой летучестью. Однако механизм этого преобразования удалось понять только после расчетов научной группы Рашида Валиева.

Ученые доказали, что избыточная энергия от начальной реакции озонолиза терпенов может привести к появлению новых промежуточных продуктов окисления без стерической деформации, это позволяет быстро образовывать продукты, содержащие до 8 атомов кислорода.

Терпены участвуют в формировании так называемых вторичных аэрозольных частиц, которые создаются в основном при взаимодействии углеводородов с различными окислителями. Такие частицы очень опасны для людей и животных, так как глубоко проникают в легкие. Кроме того, они отражают солнечные лучи в инфракрасном диапазоне и тем самым связаны с климатическими проблемами. Поэтому изучение механизмов образования этих частиц – важная задача для атмосферной химии и физики.

Как добавил Рашид Валиев, загрязнение аэрозольными частицами ежегодно приводит к смерти 2,9 миллиона человек - это на порядок больше, чем в результате вооруженных конфликтов. Первичные аэрозольные частицы, такие как пыль, доминируют в общей массе атмосферного аэрозоля. Но подавляющее большинство субмикронных аэрозольных частиц, ответственных за большую часть смертности из-за загрязнения воздуха, являются именно вторичными. Следующим этапом работы международного научного коллектива станет объяснение химии йода в контексте озона.

В 2021 году Рашид Валиев защитил докторскую диссертацию по специальности "Физическая химия (химические науки)" в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского. Тема диссертации: "Ароматичность и ее связь с фотофизикой и электронной спектроскопией макрогетероциклических соединений: порфириноиды и гетеро[8]циркулены".

Источник: http://www.tsu.ru/