сегодня: 29.06.2022

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2021-02-03 14:02:00 / РИА "Сибирь" / Томск

Томские психологи разработали тесты для выявления одаренности школьников





Специалисты факультета психологии Томского госуниверситета с коллегами из научно-технологического университета "Сириус" предложили батарею из 4 тестов для определения уровня пространственных способностей у старших школьников. Она позволит выявить одаренных детей, которые оставались незамеченными при использовании существующих способов поиска талантов.

Пространственные способности - это умение понимать и запоминать пространственные отношения между объектами, а также совершать ментальные манипуляции с этими отношениями и визуализировать изменения этих отношений.

"Текущие методы отбора одаренных школьников в основном включают только вербальный и математический компоненты. Поэтому многие ученики, показывающие относительно низкие показатели по традиционным методикам отбора, но обладающие высокими пространственными способностями, остаются незамеченными. И в результате часто испытывают недостаток мотивации и получают меньше внимания от педагогов, что может негативно сказываться на их дальнейших образовательных траекториях и профессиональной деятельности", - поясняют авторы батареи тестов.

Данные масштабных лонгитюдных исследований говорят о том, что пространственные способности связаны не только с успешным решением повседневных задач, но и с достижениями в математике у школьников, что является важным фактором для реализации в технических специальностях.

Использование нормированных психометрических тестов пространственных способностей может обеспечить раннее выявление их уровня и способствовать их развитию. 

"Руководствуясь этими нормами и результатами прохождения тестов школьником, методисты, психологи, тьюторы и другие специалисты системы образования могут выстроить для ребенка индивидуальные образовательные траектории. Например, школьнику с высокими способностями можно предложить поучаствовать в инженерно-математической олимпиаде, а  с низкими – заняться оригами, играть в "пространственные" компьютерные игры или начать учить китайский язык", - объяснил старший научный сотрудник центра когнитивных исследований научно-технологического университета "Сириус", выпускник ТГУ Максим Лиханов.

Для определения уровня пространственных способностей у школьников от 13 лет команда специалистов ТГУ и НТУ "Сириус" предложила краткую онлайн-батарею пространственных способностей - OSSAB (Online Short Spatial Ability Battery). В нее входят 4 теста, отобранные по психометрическим критериям. Данные тесты были апробированы и использованы в исследованиях на британской, российской и китайской выборках и показали высокую надежность. Сейчас батарея находится в свободном доступе и может быть использована в системе образования как для идентификации пространственно-одаренных школьников, так и для диагностики низких пространственных способностей. 

Какие тесты предлагают школьникам?

Сборка моделей - участникам предлагаются набор отдельных геометрических элементов и места их соединения, обозначенные буквами. Задача участников - определить, какая из предложенных в качестве вариантов ответа фигур получится, если соединить элементы указанным образом. Тест включает в себя 15 заданий, на каждое из которых дается по 20 секунд.  

Законы механики - тест состоит из 16 заданий на понимание базовых принципов работы механизмов и основных физических законов. На выполнение каждого дается 25 секунд.

Оригами - участникам дают несколько изображений последовательного сворачивания листа бумаги. На последнем также показана точка – место прокола свернутого листа. Задача участников - определить, в каких местах на развернутом листе бумаги будут расположены отверстия от прокола. Тест включается в себя 15 заданий, на каждое из которых отводится по 20 секунд. 

Ментальное вращение - участникам предлагается сложная геометрическая фигура. Задача участников – выбрать из предложенных вариантов, как она будет выглядеть при повороте. Тест включает в себя 15 заданий, на каждое из которых дается 20 секунд. 

Начиная с 2016 года согласно указу президента России "О стратегии научно-технологического развития РФ" взят курс на модернизацию экономики, основой которой должны стать высокотехнологичные научные разработки: передовые производственные технологии, роботизированные системы, новые материалы и др. Объявление 2021 года годом науки и технологий лишь поддерживает эту тенденцию. Однако для реализация этого плана система образования должна подготовить квалифицированных специалистов для высокотехнологичных областей, где по-прежнему наблюдается дефицит кадров.

 

Источник: http://www.tsu.ru/



Cмотрите также:  Образование  Томская область
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Поиск по сайту
Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2021 РИА "Сибирь"
E-mail: [email protected]
Телефон: 8(383) 214-20-12